Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1530 of 1766 
Next page End  

средняя длина предложения в словах. Для расчетов по этой формуле используется либо весь текст
полностью (при его небольшом объеме), либо от 3 до 5 случайных выборок объемом по 100 слов из
статьи (или от 25 до 30 таких выборок из книги).
Словом яв-ся любое сочетание букв или цифр, окруженных пробелами, включ. такие элементы,
как don't, ASAP, 1984, $82,354 и full-length. Чтобы сосчитать количество слогов в слове, надо просто
произнести это слово, фразу или символы и подсчитать слоги. Т. о., средняя длина слова в слогах
является количеством слогов на каждые 100 слов; НДС имеет три слога, а «1984» четыре, как и слово
«гиппопотам». Для определения средней длины предложения подсчитывается количество предложений
в выборке, включая последнее предложение, если 100-е слово оказывается во второй половине этого
предложения. Предложением считается законченная мысль; в этом предложении слова в конце
сложного предложения квалифицировали бы его как два предложения. Незаконченные предложения и
обрывки предложений рассматриваются как законченные предложения.
Подстановка этих двух величин в формулу типично дает оценку, изменяющуюся от 0 до 100. RE-
оценки от 90 до 100 свидетельствуют о высокой легкости чтения (такой, какую можно встретить в
комиксах), когда в текстах встречается приблизительно 123 слога на каждые 100 слов и 12—13
предложений. Любой чел. с образованием на уровне четырех классов начальной школы (т. е.
овладевший техникой чтения) должен быть в состоянии ответить на 75% вопросов в отношении
прочитанного. Оценки читаемости в интервале от 0 до 30 свидетельствуют о высокой трудности чтения,
такой, какую можно обнаружить в научных и специальных текстах. Такие тексты содержат в среднем
192 слога на каждые 100 слов и лишь 3—4 предложения, подходя для выпускников колледжей.
Флеш также разработал показатель челов. интереса (Human Interest score, HI): HI = 3,635pw +
0,314ps, где pw средний процент «личных слов» (personal words), a ps средний процент «личных
предложений» (personal sentences). Личные слова включают все существительные, имеющие
естественный род (natural gender), все местоимения за исключением местоимений среднего рода (если
они относятся к предметам, а не к людям) и слова people (при употреблении с глаголом в
множественном числе) и folks. Личные предложения включают разговорную речь (выделяемую в тексте
кавычками или как-либо иначе, но не цитаты или слова в кавычках, употребляемые в несобственном
смысле), вопросы, команды, предложения, обращенные напрямую к читателю, восклицания и
грамматически незавершенные предложения или их части, смысл к-рых, как подразумевается, должен
извлекаться из контекста.
Значения показателя HI также распределяются в интервале от 0 до 100, где оценки в пределах от
0 до 10 обозначают «скучный» текст, характерный для научных и специальных журналов. Содержащий
в среднем 2% «личных слов», такой текст, как правило, не содержит «личных предложений». Оценки в
пределах от 60 до 100 обозначают драматический текст, примером к-рого служат художественные
произведения, содержащие в среднем 17% личных слов и 58% личных предложений.
Вне всякого сомнения, формула RE переоценивает трудность чтения. Во всяком случае, она не
чувствительна к употреблению метафор; она не делает скидок на длинные слова, к-рые могут быть
хорошо знакомы читателю (напр., Массачусетс); она может «обманывать» в оценке состоящего из
многих предложений и коротких слов образца текста как чрезвычайно легкого; и она не учитывает как
семантической, так и синтаксической структуры предложений. Однако при использовании ее в
сочетании с соответствующей долей здравого смысла Ф. Ф. позволяет сравнивать на основе единой
шкалы как легкость чтения (что роднит ее со стандартными тестами чтения) разнообразных текстов, так
и интерес к ним.
См. также Измерение, Психолингвистика, Недостаточная обучаемость чтению
Р. Кашау
Френология (phrenology)
Ф. — устаревшая теория личности, в основу к-рой легли умозрительные построения врача-
анатома Франца Йозефа Галля. Следуя собственному выводу о том, что люди с глазами навыкате
обладают хорошей памятью, он начал искать личностные корреляты др. анатомич. признаков, таких как
широкий лоб, мощные челюсти и т. д. В конце концов он сосредоточил свое внимание на мозге и черепе
и создал новую науку, названную им краниологией. Представления о мозге и НС, существовавшие на
рубеже XVIII и XIX вв., в лучшем случае можно назвать весьма ограниченными. Именно поэтому
большая часть ранних работ Галля, направленных на усовершенствование его теории, была посвящена
изучению техники анатомирования, совершенствованию способов создания моделей мозга и черепа и
Hosted by uCoz