Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1535 of 1766 
Next page End  

функционировать совершенно независимо от к.-л. физиолог. потребности или драйва. Эта
либерализованная концептуализация мотивации имела важные следствия для ряда ключевых вопросов в
психологии. Она создавала образ индивидуума как активного агента вместо господствовавшего тогда
образа пассивного существа, находящегося всецело под контролем биолог. потребностей и
непосредственных стимулов. Она делала возможными объяснения поведения, подчеркивающие
значение настоящего и будущего, а не только прошлого. Она также обращала внимание исследователей
на роль сложных и уникальных сочетаний мотивов в формировании и становлении отдельной личности.
В совр. психологии идея функционально автономных мотивов влилась в генеральное русло
развития психологии.
См. также Внутренняя мотивация, Мотивация
Р. Горансон
Функциональная психология (functional psychology)
Знаковым событием в оформлении Ф. п. явилась публикация труда Уильяма Джемса «Принципы
психологии» (The Principles of Psychology). Данное Джемсом определение психологии как науки о
функциях сознания (включ. подсознательные процессы) быстро превратилось в основной подход к
академической и профессиональной психологии. Европейская школа интроспекции, к-рая определяла
психологию как науку о содержании сознания, сужая тем самым предмет этой области знания, уступила
место американской школе Ф. п.
Функциональный подход дополнил интроспекцию описаниями поведения, опросниками,
умственными тестами и физиолог. экспериментами; он тж включил в сферу интересов психол. науки
изучение детей, сравнительное изучение поведения животных, изучение душевнобольных и умственно
отсталых людей и полевые исслед. в местах проживания племен, не имеющих письменности. Ф. п.
расширила границы психол. науки, включив в нее большую часть основных проблем и методов исслед.,
используемых в совр. психологии.
Дж. Харт
Функциональный анализ (functional analysis)
Поведенческая оценка делает упор на использовании эмпирических методологий, применяемых
для количественного измерения целевого поведения и многочисленных контролирующих его факторов.
В ист. аспекте термин «Ф. а.» характеризовался широким разнообразием видов оценки поведения и
определялся как «выявление важных, поддающихся контролю, каузальных функциональных
зависимостей, относящихся к специфическому набору целевых форм поведения конкретного клиента».
Это определение содержит в себе ряд эксплицитных и подразумеваемых характеристик. Осн.
компонентом Ф. а. яв-ся каузальные функциональные зависимости. Как таковая, функциональная связь
означает лишь ковариацию между двумя переменными. Некоторые функциональные связи яв-ся
каузальными, тогда как др. — исключительно корреляционными. Поскольку извлекаемая в ходе Ф. а.
информ. преимущественно используется для реализации планов вмешательства, специалист по анализу
поведения в большей степени заинтересован в изоляции и количественной оценке каузальных
функциональных связей.
Каузальные функциональные зависимости могут быть мат. описаны как повышенные условные
вероятности: такую зависимость можно предполагать в тех случаях, когда вероятность наблюдения
выходящего за границы фоновых колебаний изменения в целевом поведении будет большей при
появлении предполагаемого каузального события (его условная вероятность), чем вероятность
наблюдения такого изменения в целевом поведении при непоявлении этого события (его безусловная
вероятность). В целях ил. предположим, что А
— это изменение уровня кровяного давления (целевое
поведение), В
изменение в повседневных стрессорах (предполагаемое каузальное событие) и P
вероятность. Если вероятность изменения кровяного давления вслед за изменением в повседневном
стрессе (Р[А/В]) будет выше вероятности естественного изменения кровяного давления (Р[А]), отсюда в
порядке рабочей гипотезы можно вывести каузальную функциональную зависимость.
Каузальные функциональные связи с конкретным целевым поведением могут иметь многие
переменные. Напр., нарушение работы систем нейротрансмиттеров ЦНС, утрата ситуативного
подкрепления на реакцию, повышение уровней аверсивных последствий поведения, негативные
самохарактеристики и сезонные изменения в солнечном освещении — все это может оказывать
Hosted by uCoz