Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1554 of 1766 
Next page End  

рую мыши получают в 08.00 и 20.00 часов, число выживших в первом случае оказывается в несколько
раз больше, чем в втором. Одинаковая по дозе инъекция лидокаина гидрохлорида, сделанная в 15.00,
вызывает конвульсии лишь у 6% грызунов, а сделанная в 21.00 — уже у 83%. В отношении целого ряда
мед. препаратов, к-рые регулярно принимаются людьми, были собраны доказательства изменения их
терапевтической эффективности и вредных побочных эффектов в зависимости от времени приема.
Первые наблюдатели полагали, что суточные ритмы — это всего лишь непосредственная
реакции на такие средовые сигналы, как естественное чередование дня и ночи. Этой интерпретации был
брошен вызов после обнаружения того, что при отсутствии таких явных временных ориентиров
(Zeitgebers), как регулярное чередование света и темноты, циклы мн. организмов сохраняются или
переводятся в «свободный режим» с периодом, существенно отклоняющимся от 24-часового и
варьирующим от индивида к индивиду. Согласно наиболее широко признаваемой специалистами
интерпретации, живой организм обладает врожденным, внутренним свойством циркадной ритмичности,
как бы находясь под влиянием эндогенной системы самоподдерживающихся осцилляторов, обычно
синхронизированных именно с 24-часовым циклом посредством повторяющихся внешних сигналов, но
не обязательно зависящих от них. Способность многих биолог. видов использовать положение солнца в
качестве ориентира для поддержания направления движения, регулярно вводя поправку на
относительное смещение солнца в течение дня (т. н. солнечный компас с временной коррекцией), по-
видимому, предполагает наличие своего рода внутреннего таймера или чувства времени.
Большинство исследователей считают, что онтогенетическое развитие ритмов не зависит от
степени знакомства индивида с временными сигналами-ориентирами в его непосредственном
окружении, — др. словами, научения здесь не требуется. Однако из этого не следует, что ритмы не
поддаются изменению. Как было убедительно показано в отношении некоторых видов животных,
именно ранний опыт жизни в условиях искаженного свето-темнового цикла (на несколько часов
длиннее или короче 24 часов) может очень долго влиять на длину «свободно устанавливающегося»
периода Ц. р. индивида.
Предполагается, что утрата нормальных временных соотношений между различными Ц. р.
(«внутренняя десинхронизация») вносит помехи в орг-цию телесных функций и ослабляет психич.
деятельность. Этим отчасти объясняются изменения уровня бодрствования (в сторону спутанности
сознания), испытываемые людьми после перелета через несколько часовых поясов или при нарушении
режима труда и отдыха, вызванном сменной работой.
См. также Поведенческие ритмы человека, Ритм, Склонность к несчастным случаям и техника
безопасности, Циклы труда и отдыха
Ф. Фингер
_Ч_
Частотность слова (word frequency)
В психологии Ч. с. играет важную роль не только в пед. приложениях, но тж при контроле и
анализе свойств стимула и реакции в экспериментах по восприятию, научению, памяти и речи и при
характеристике вербальных репертуаров различных популяций индивидуумов — как нормальных, так и
отклоняющихся от нормы и находящихся на различных уровнях хронологического и психол. возраста.
Частотность слова-типа (word type)
обычно определяется путем подсчета числа случаев
воспроизведения данной лексемы (tokens)
на большой выборке таких случаев, извлекаемой либо из
разговорной речи, либо из письменных или печатных текстов. Машинные программы подсчета слов
обычно определяют тип как специфическую последовательность печатных символов, ограниченную
пробелами. В отличие от них тематический подсчет слов (lemmatized word count) рассматривает слово-
тип как определенный класс слов, включающий его различные родственные формы (формы
множественного числа, временные формы, написание с заглавных букв и т. д.), а нек-рые тематические
подсчеты тж учитывают различия между омографами (совпадающими по написанию, но
различающимися по значению словами).
В двух наиболее широко используемых частотных словарях английского языка — «Учительском
словаре на 30 000 слов» (Teacher's word book of 30 000 words) Э. Л. Торндайка и И. Лоджа и «Численном
анализе совр. американского варианта английского языка» (Computational analysis of present-day
American English)
Г. Кучера и У. Н. Франсиса — частотность слов-типов указана в виде частоты
Hosted by uCoz