Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1558 of 1766 
Next page End  

подхода к проблеме Ч. п. считается наш современник — американский психолог А. Маслоу, автор
концепции «пиковых переживаний», собравший информ. о примерах такой активности и изучивший
условия, благоприятствующие ее проявлению.
Совр. состояние движения за Ч. п. охарактеризовать непросто. В 1960-е и в начале 1970-х гг. в
нем было нечто от причуды, однако потом этот аспект исчез, и возникло нечто менее определенное, но,
возможно, более жизнеспособное.
Хотя ориентация на Ч. п. имеет нек-рое сходство с др. формами психотер., в частности с
клиентоцентрированным подходом, их различия все же более заметны, нежели сходство. Напр., любая
психотерапевтическая система склонна считать, что ее собственный подход лучше подходов др. систем.
Однако разнообразие подходов к изучению Ч. п. лишает тех, кто занимается им на практике,
возможности проявлять подобный эгоцентризм.
Для большинства психотерапевтов-практиков предметом забот яв-ся тж и критерии оценки их
собственного профессионализма. Чем более специфичен психотерапевтический метод, тем проще
выработать критерии оценки уровня профессионализма и неуклонно придерживаться их. Однако
чрезвычайное разнообразие Ч. п.-методов превращает процедуру оценки профессионализма в
значительно более сложную проблему. Именно поэтому разные психотерапевты так заметно и
отличаются друг от друга по уровню подготовки.
Каждой психол. новации соответствует параллельная соц. структура, к-рая обеспечивает
специфическую среду (сеттинг) для соотв. деятельности. В движении за Ч. п. такой структурой яв-ся
центр роста (the growth center). Первый центр роста — Эсален (Esalen), по образу и подобию к-рого
создавались все остальные центры, — был организован в начале 1960-х гг. в живописном уголке
Южной Калифорнии (Big Sur). Назначением его было создание подходящей обстановки для проведения
практ. семинаров по темам Ч. п. В отличие от всех др. параллельных структур он не был связан ни с
правительством, ни с большим бизнесом, ни с ун-тами. К тому же и Эсален, и мн. др. центры роста,
возникшие под его влиянием, нередко располагались в стороне от проезжих дорог. Это позволяло
участникам относительно свободно экспериментировать и реализовывать любые программы при одном
лишь условии: люди должны были быть готовы заплатить за пребывание там. В рез-те, поскольку эти
центры не отождествлялись ни с какой конкретной научной школой, они удачно избежали
необходимости убеждать всех в том, что предлагаемый ими подход лучше любого др.
Центр роста стал живым выражением движения за Ч. п. Это было место, где практиковались
различные методы и где можно было встретить людей, более др. заинтересованных в овладении ими.
Хотя точную цифру назв. трудно, В. Шутц полагает, что в начале 1970-х гг. в США было от 150 до 200
активно действующих центров роста. Несмотря на то что центры роста продолжали функционировать и
в начале 1980-х гг., помимо них, появились и отчасти даже заменили их более специализированные орг-
ции, объединившие приверженцев конкретных методов внутренней работы.
Вследствие большого разнообразия подходов движения за Ч. п. и их сложности чрезвычайно
трудно ответить на вопрос, что именно происходит в этой сфере, однако нек-рые темы, время от
времени вновь всплывающие на поверхность, доказали свою полезность. Возможно, наиболее
известной яв-ся тема «пиковых переживаний». Различные методы, используемые на практике
участниками движения за Ч. п., не имели бы большого смысла без признания самой возможности
функционирования на высшем уровне.
Второй широко известной темой, имеющей неск. назв., яв-ся концепция «жизненной силы» (life
force), рассматриваемая как позитивное творческое выражение. Методы, используемые ее
сторонниками, направлены либо на усиление потока жизни, либо на устранение препятствий или
напряжения (психич., эмоционального или физ.), тормозящих его. Здоровье и рост обычно
рассматриваются как выражение и «побочные продукты» этой активности.
В-третьих, обычно предполагается, что люди довольно похожи друг на друга на более глубоких
уровнях опыта, и потому недооценивается значение дифференциальной диагностики как критерия
членства в группе.
И последнее. Известно, что метод, даже вырванный из контекста, в к-ром он был разраб., все же
может оказаться полезным. Так, дыхательная медитация дзэн м. б. использована в сочетании с
творческим «мозговым штурмом», хотя эти методы возникли в разных соц. условиях и под влиянием
разных культурных традиций. Такое сочетание может пагубно сказаться на нюансах в каждом виде
получаемого опыта, но оно позволяет достичь таких рез-тов, к-рые не достигаются никаким др.
способом. Такая возможность яв-ся отличительным признаком движения за Ч. п. и — в нек-рой степени
— нашей эпохи.
Hosted by uCoz