Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1562 of 1766 
Next page End  

подвергаются комической пере- и недооценке.
Юмористы-как-терапевты обычно видят себя в роли активных проводников, опровергающих
словом и делом зачастую лелеемую «реальность» пациентов, к-рые считают себя никчемными,
одинокими и не имеющими ценности в эволюции мироздания людьми. Терапевт, проводящий
юмористическую психотер., относится с уважением к личности клиента, хотя и с пренебрежением к
болезненной и парадоксальной власти его актуального подавленного состояния. Креативность, к-рая
связана со всеми выходками и ухищрениями, даже теми, что подвергаются высмеиванию, яв-ся центром
игры. В серьезных (но не мрачных) интеракциях юмористической психотер. нет пассивных жертв. Это
согласуется с холистической медициной, где т. н. пациенты становятся учениками, изучающими теорию
и практику самоконтроля и самосовершенствования, одновременно способствуя развитию аналогичных
качеств у др. людей.
Не так уж много первоисточников, благодаря к-рым любознательные могут составить для себя б.
или м. полную картину исслед. чувства юмора. Две работы Зигмунда Фрейда — «Остроумие и его
отношение к бессознательному» и «Юмор» — задают тему, развить к-рую предстоит будущим ученым.
К сожалению, большинство исследователей прошли мимо разграничения, к-рое Фрейд проводил между
юмором как зрелой способностью чел. отказаться от собственного страдания и остроумием как
высвобождением подавленных влечений или возможной бесцельной игрой. В теориях личности, как
правило, о юморе не упоминается. Дэниел Берлайн изучал воздействия общего возбуждения,
любопытства и исследовательского поведения на понимание юмора. Пол Мак-Ги расширил изучение
юмора до отношения между когнитивной способностью и поведением, в частности, у детей. Джерри
Сулс исследовал взаимосвязи восприятия с разрешением несоответствия и юмористическими
реакциями. Соц. функциями юмора интересовались Уильям Мартино, Жаклин Гудчайлдз и Лоренс
ЛаФейв. Джеффри Голдстейн изучал заметность стимулов, задействованных в «юморе», к-рые, по его
мнению, важнее подавленных влечений. Здесь мы наблюдаем пример общей тенденции к смешению
представлений Фрейда о юморе с представлениями об остроумии и последующему пониманию того,
что остроумие — это нечто более сложное, чем признак существования вытесненного из сознания
материала. Еще раз напомним, что к обобщениям рез-тов исслед. следует подходить с осторожностью
из-за различных определений Ч. ю. и связанных с этим различий в его измерении.
Уолтер О'Коннелл провел разграничение между измерениями остроумия и Ч. ю. и исследовал
переменные, характеризующие стимулы, опосредующее состояние и соц. условия. О'Коннелл нашел
доказательство личностных различий между агрессивным, соперничающим остряком и
оптимистическим юмористом, не склонным к оценочным суждениям. Затем он обратился к
клиническим гипотезам, касающимся развития Ч. ю. О'Коннелл считает, что Ч. ю. состоит из
убежденности в своей безусловной ценности как чел. Вдобавок к этому чел. с Ч. ю. ощущает себя
универсальной, незаменимой силой в об-ве, разделяющей сходство с др. людьми.
Профессиональный интерес к этому вопросу стремительно растет. К ранее пренебрегаемой
динамике юмора как терапевтического фактора привлекла внимание хорошо известная история
самоисцеления Нормана Казинса, к-рый излечился от почти смертельной болезни при помощи
солидных порций юмора (и витамина С). Клинический инсайт, позволивший Фрейду проникнуть в суть
юмора, обретает вторую жизнь, находя себе место в новых теориях.
В качестве стимула к росту самооценки и оптимистического чувства принадлежности, а тж в
качестве отражения этих внутренних свойств юмор имеет многообещающее будущее. Обезболивание и
предупреждение насилия по отношению к себе и окружающим благодаря юмору поднимает вопросы о
взаимодействии эндорфинов, факторов иммунной системы и юмора. Сообщения об успешном
применении юмора в воспитании и лечении детей и для снижения соц. напряженности открывают
возможности использования юмора для оптимизации функционирования семей, школ, церквей и др.
соц. институтов.
У. И. О'Коннелл
_Ш_
Шаманизм (shamanism)
Ш. яв-ся, по-видимому, древнейшей целительской традицией человечества, сохраняющейся на
протяжении десятков тысяч лет. За использование психол. приемов и методов шаманов иногда наз.
Hosted by uCoz