Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1564 of 1766 
Next page End  

Шестнадцатифакторный личностный опросник (the sixteen personality factor questionnaire)
Ш. л. о. , называемый тж просто 16PF, яв-ся важнейшим технологическим продуктом исслед.
самооценочных (self-report)
данных, проводившихся под руководством Раймонда Б. Кэттелла на
протяжении свыше 30 лет. Эти исслед., на к-рых основан 16PF, включали: а) определение посредством
факторного анализа независимых измерений личности на массиве данных оценок поведения; б)
формулирование пунктов самооценочного опросника, представляющих эти измерения; в)
факторизацию с целью выявления факторов, объединяющих ответы респондентов на эти пункты.
За прошедшие 30 лет был разработан целый ряд форм 16PF — для групп с различной языковой
культурой (немецкой, французской, японской, испанской и др.), для малообразованных групп и т. д.
Пользователям доступно несколько таблиц с различными нормативными данными.
Интерпретация факторов опросника основана на рез-тах эмпирических исслед. и практ.
использования 16РF
в
разнообразных соц., клинических, производственных и образовательных
условиях. В самых кратких обозначениях, 16PF содержит следующие шкалы (факторы):
А: сдержанный - общительный; В: сообразительный - тупой; C: эмоциональный - спокойный; E:
уступчивый — напористый; F: серьезный - беспечный; G: неконформный - социализированный; H:
робкий - смелый; I: практичный - сентиментальный; L: доверчивый -подозрительный; M: приземленный
- склонный к фантазиям (причудам); N: прямолинейный - искушенный; O: безмятежный - озабоченный;
Q1: консервативный - экспериментирующий; Q2: конформный - восстающий (оказывающий
сопротивление); Q3: недисциплинированный - обязательный; Q4: невозмутимый - напряженный.
Обычно факторы A,
E,
F,
H
и Q2(-) оказывались основными компонентами фактора второго
порядка, представляющего понятия экстраверсии—интроверсии; факторы С(-), L,
О и Q4 образуют
другой вторичный фактор — тревожность (в противоположность контролю эго); G
и Q3 определяют
вторичный фактор «хорошее воспитание» (good upbringing), или развитие супер-эго; I и М указывают на
такое вторичное измерение, как чувствительность (sensitivity)
жесткость (toughness). Рез-ты ряда
исслед. с применением факторного анализа подтверждают эти группировки и интерпретации.
См. также Измерение, Личностные опросники, разработанные на основе фактроного анализа,
Методы многомерного анализа
Дж. Л. Хорн
Шизоидная личность (schizoid personality)
Ш. л. — формальная категория психич. расстройств, расположенная на оси 11
классификационной системы, описанной в «Руководстве по диагностике и статистической
классификации психических расстройств» (DSM-III). «Уход в себя» (withdrawn)
термин, наиболее
часто встречающийся в клинических описаниях Ш. л. Отмечается выраженное обеднение соц.
отношений. У этих индивидуумов мало друзей, они предпочитают типы деятельности и хобби, к-рыми
можно заниматься в одиночестве. Предпочтение уединенности формируется вследствие чрезвычайной
чувствительности к предполагаемой оценке себя окружающими. В качестве защиты шизоидный
индивидуум может использовать чрезмерное фантазирование. В то же самое время он относительно
невосприимчив к невербальному языку, используемому др. людьми для сообщения о своих чувствах.
Ш. л. часто явно недостает способности к тому, чтобы остроумно и весело пошутить либо, напротив,
выразить враждебное отношение к кому-либо.
Профессиональная жизнь шизоидных индивидуумов характеризуется узостью интересов,
неясными притязаниями и плохой производственной биографией с частыми сменами места работы. Эти
лица часто опаздывают на работу, склонны к совершению ошибок и не хотят найти для себя какую-то
продуктивную деятельность, когда основная работа недостаточно заполняет их время. Окружающие
говорят, что с ними неприятно вместе работать. Ш. л., по-видимому, достигает наивысшей
продуктивности на должностях, предполагающих минимум соц. взаимодействия.
Шизоидному расстройству личности во взрослом возрасте часто предшествует синдром,
называемый «шизоидное расстройство детского или подросткового возраста». У таких детей мало
близких друзей; если они есть, они тж находятся в соц. изоляции. Несмотря на хороший интеллект,
часто выше среднего уровня, эти лица плохо успевают в школе, в особенности по математике. Они
очень привязаны к телевидению или фильмам, в особенности предпочитая сцены насилия и
фантастические сюжеты.
Hosted by uCoz