Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1577 of 1766 
Next page End  

поведенческой терапии, такие как систематическая десенсибилизация или процедуры классического
или оперантного обусловливания. Прогнозы исхода терапии для большинства детей могут колебаться
от полного успеха до перспектив длительного психол. расстройства. Лучший прогноз имеют младшие
по возрасту дети. Положительные рез-ты практически всегда дают различные формы краткосрочной
психотер., фокусирующейся на задаче быстрого возвращения ребенка в школу.
См. также Альтернативные педагогические системы
Л. В. Парадайз
Школьное обучение (school learning)
На протяжении большей части своей истории преимущественным занятием психологии являлось
изучение научения. Большинство исслед. научения проводились в эксперим. лаборатории, где можно
было тщательно контролировать его условия, однако научение тж возможно изучать в условиях тех орг-
ций, где происходит большая часть научения в «реальной жизни», а именно в школах. Несмотря на
невозможность обеспечить в школьной среде такой же строгий контроль за условиями научения как в
эксперим. лаборатории, представляется вполне оправданным изучение того, насколько хорошо законы
научения и другие психол. принципы работают в отношении Ш. о.
Этот вопрос находится в центре внимания важнейшего раздела психологии, традиционно
называемого «педагогическая психология» (educational psychology). В последнее время тж стал
употребляться термин «психология обучения» (instructional psychology)
для обозначения приложений
пед. психологии к реализации обучения на всех уровнях образования. Психология обучения стала тем,
что нек-рые называют «образовательными технологиями», подразумевая под ними не только
использование компьютеров и др. технических средств, оказывающих помощь обучению, но тж
применение достижений поведенческой и когнитивной психологии для определения того, каким
образом следует разрабатывать учебные материалы, способствующие оптимизации научения, и каким
образом лучше всего организовывать обучение.
На микроуровне такие принципы могут использоваться для решения вопросов о том, как именно
следует разрабатывать и предъявлять учебные материалы, какие стратегии учения можно
рекомендовать уч-ся, какими различными способами можно вознаграждать или переориентировать
ответы уч-ся, каким образом можно помочь уч-ся вырабатывать и запоминать ассоц. (напр., путем
использования мнемотехник) и как можно усиливать мотивацию уч-ся.
На макроуровне может рассматриваться целостный процесс Ш. о, без обращения к деталям,
относящимся к решению конкретных учебных задач. Ш. о. здесь рассматривается скорее как набор
различных видов деятельности, складывающихся из отдельных курсов обучения и др. способов
приобретения учебного опыта, длящихся на протяжении мн. месяцев, даже лет. Интересующие вопросы
связаны с выяснением того, какие важные психол. переменные влияют на ход научения и на ту степень,
в к-рой уч-ся достигает общих целей обучения.
В модели Ш. о. (model of school learning)
в качестве решающей переменной всегда
рассматривалось время. Если не будет затрачено требуемое время, научение не будет завершено.
Степень научения, т. о., яв-ся нек-рой функцией от отношения количества затраченного времени к
требуемому времени.
Эта модель далее конкретизирует осн. переменные, предположительно влияющие на степень
научения, достигаемую любым отдельно взятым индивидуумом в ситуации обучения. Нек-рые из этих
переменных формулируются в терминах времени. Одной из них яв-ся способность индивидуума, к-рая
рассматривается с позиций количества времени, к-рое потребовалось бы индивидууму для освоения
определенной задачи при наличии оптимальных условий. Др. переменной, выражаемой в терминах
времени, яв-ся настойчивость индивидуума, или количество времени, к-рое индивидуум готов
потратить на активное решение определенной задачи. В соответствии с этой моделью научение яв-ся не
функцией мотивации как таковой, но исключительно функцией времени, в течение к-рого происходит
активное научение. Еще одной выражаемой в терминах времени переменной яв-ся возможность учиться
— количество времени, к-рое индивидуум может себе позволить (безотносительно к способности или
настойчивости) тратить на учение.
Модель включает две дополнительные важные переменные, к-рые не выражаются через время.
Одной яв-ся качество обучения (quality of instruction), термин, объединяющий собой все переменные,
относящиеся к характеру реализации обучения (его ясность, понятность, организация,
последовательность и т. д.) и характеру предоставления уч-ся побудительных стимулов, обратной связи
Hosted by uCoz