Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1579 of 1766 
Next page End  

соответствующих учеб. планов. Реализация этой роли требует от Ш. п. знаний в области теорий
научения, психометрической оценки, детского развития и системы семейных отношений, а тж
функционального понимания анализа урока, орг-ции школы и учеб. плана.
Помимо индивидуальных обследований уч-ся Ш. п. может выполнять широкий круг др. задач, в
зависимости от приоритетов школьной системы, а тж специализации и уровня квалификации самого
психолога. В психол. услуги может тж входить груп. оценка школьников, координирование работы с
агентствами (обслуживающими детей) местной общины, консультирование и психотерапия,
координирование действий персонала школы, консультирование по профилактике психич. здоровья при
составлении программ для одаренных детей, участие в работе комиссий по разраб. учеб. планов,
исслед., проведение семинаров и тренингов для персонала школы, сбор и анализ школьных
нормативных данных и множество др. функций. Поскольку Ш. п., как правило, имеют высокий уровень
квалификации в области детского развития, проведения исслед. и индивидуальной оценки в системах
общественного образования, консультирование в этих областях зачастую становится их важной
профессиональной обязанностью.
Реализация требований публичного закона 94—142 (Public Law 94—142) привела к увеличению
количества времени, затрачиваемого на контроль качества обучения и пед. оценку. После его принятия
у большинства Ш. п. осталось меньше времени на реализацию профилактики психич. здоровья и др.
консультационных функций. Несмотря на существование этих факторов, сужающих ролевое
функционирование Ш. п., произошло расширение специализации в рамках этой области за счет
включения в нее областей дошкольного образования, психологии профессиональных школ, психологии
городских и сельских школ, а также психоневрологической оценки в применении к детям школьного
возраста.
А. Томас
_Э_
Эволюция (evolution)
По общему предположению, причиной разнообразия биолог. видов, населяющих нашу планету,
яв-ся Э. Видоизменения живых организмов, имевшие место на протяжении миллионов лет, по-
видимому, происходили и происходят благодаря а) генетической изменчивости в популяции и б)
сохранения и передачи благоприятных для выживания изменений с помощью механизма естественного
отбора.
Прирост генетической изменчивости может происходить вследствие мутаций, но чаще его
источником становится рекомбинация генов в процессе полового размножения. Согласно учению
Чарльза Дарвина, естественный отбор взаимодействует с генетической изменчивостью таким образом,
что наиболее приспособленные члены популяции (производящие наиболее жизнеспособное потомство)
вносят наибольший вклад в генофонд последующих поколений. Случай управляет мутациями и
рекомбинацией генов в популяции, а успех в борьбе за выживание обеспечивает сохранение
генетических изменений в времени.
Э. служит причиной видообразования — происхождения новых видов, — когда две или более
популяции одного вида изолируются в отдельных ареалах обитания. Различные условия развития
приводят к тому, что однажды эти популяции становятся разными видами. Адаптация происходит в тех
случаях, когда среда остается относительно постоянной, и вид в целом, благодаря естественному
отбору, лучше приспосабливается к условиям обитания. Посредством естественного отбора
эволюционируют как анатомические структуры, так и формы поведения. В эволюционном смысле,
поведение может быть как адаптивным, так и дезадаптивным. Значительная часть совр. исслед. в
области сравнительной психологии, популяционной экологии и этологии посвящена изучению
адаптивного значения или происхождения определенных моделей поведения.
Есть некоторые основания предполагать, что изменение видов в процессе Э. не всегда носит
медленный, постепенный и непрерывный характер. В реконструируемой по ископаемым Э. Homo
sapiens необязательно должны быть какими-то «потерянными звеньями», равно как и все возможности
животного необязательно должны быть продиктованы эволюционной полезностью. Многие изменения
могут оказаться случайно сцепленными с действительно адаптивными изменениями.
М. Р. Денни
Hosted by uCoz