Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1580 of 1766 
Next page End  

Эдипов комплекс (oedipus complex)
Э. к. — фундаментальное понятие психоаналитической теории личности, разраб. Фрейдом.
Происхождение термина связано с именем древнегреческого мифологического персонажа, который —
не ведая что творит, — убил своего отца и женился на своей матери.
Мужчины. Э. к. у мальчика состоит из парного набора аттитюдов к обоим родителям: а) сильная
любовь и сильное желание, испытываемые мальчиком по отношению матери, сочетается у него с
сильной ревностью и гневом, испытываемым по отношению к отцу (этот набор аттитюдов обычно
сильнее следующего); б) сильная привязанность к отцу в сочетании с ревностью к матери. Этот набор
аттитюдов возникает вследствие врожденной бисексуальности чел. (в силу чего мальчик ведет себя
иногда как девочка) и может, в случае необычайно сильной конституциональной склонности к
феминности, стать господствующим.
Вполне возможно, что Э. к. — это самое сильное эмоциональное переживание в жизни чел., ибо
он включает все характеристики подлинной любовной связи: взрывы страсти, приступы ревности и
нестерпимое томление. Отец становится соперником, к-рого нужно уничтожить, чтобы сын мог
наслаждался безраздельным обладанием матерью.
В конечном счете, однако, Э. к. ведет к тяжелым конфликтам. Мальчик боится, что его
запретные желания будут стоить ему любви и защиты со стороны отца, что Фрейд считал сильнейшей
потребностью ребенка. Мальчик приходит к мысли, что девочки первоначально обладали половым
членом, к-рого были лишены в наказание, и боится, что всемогущий — в его глазах — отец накажет его
таким же образом, если он будет продолжать испытывать эдиповские желания. В конце концов,
мальчик отказывается от осознаваемых эдиповских стремлений, чтобы ослабить сильную тревогу
кастрации. В возрасте 5—6 лет он углубляет свою идентификацию с отцом. Формируется также
внутренний запрет делать какие-то вещи, к-рые делает отец (напр., пользоваться какими-то
привилегиями в отношениях с матерью). Эти идентификации и запреты становятся компонентом
структуры личности, к-рый Фрейд обозначил как Сверх-Я.
Женщины. Девочки, как и мальчики, демонстрируют в раннем детстве сильную привязанность к
матери. Однако, в возрасте 2—3 лет обнаружение у себя отсутствия полового члена вызывает сильное
чувство неполноценности и ревности (зависть к пенису). Девочка реагирует усилением завистливой
привязанности к отцу, обладающему желанным органом, и возмущенной обидой на мать, имеющей тот
же очевидный дефект, которая позволила ей родиться в том же состоянии и теперь начинает выглядеть
соперницей, претендующей на любовь отца. Поскольку девочка тж бисексуальна от рождения и имеет
парный набор аттитюдов (любви и ревности) к обоим родителям, ее комплекс (иногда называемый
комплексом Электры) обычно принимает форму желания, испытываемого к отцу, и враждебности по
отношению к матери.
Девочка в конечном счете пытается компенсировать свой предполагаемый физ. дефект желанием
завести ребенка от своего отца, предпочтительно мальчика, к-рый будет обладать долгожданным
половым членом. Поскольку девочка не испытывает тревогу, связанную с непосредственной угрозой
кастрации, она остается во власти Эдипова комплекса дольше,
чем мальчик, а ее Сверх-Я,
формирующееся в результате менее травматичного разрешения Эдипова комплекса, оказывается более
слабым. Поэтому девочка испытывает большие трудности в сублимации запретных побуждений и
имеет большие шансы невротизации.
Тогда как Фрейд считал Э. к. фундаментальным открытием, такого мнения сейчас мало кто
придерживается за пределами круга ортодоксальных психоаналитиков. В особенности взгляды Фрейда
об относительной неполноценности женщин оказались решительно отвергнутыми большинством
психологов. Семья Фрейда состояла из красивой, снисходительной матери и холодного, справедливого
отца; этот детский опыт мог оказать очевидное влияние на его воззрения.
См. также Психоанализ
Р. Б. Юэн
Эйдетическая психотерапия (eidetic psychotherapy)
Для Асена личность представляет собой библиотеку эйдетических образов, каждый из к-рых
обладает визуальным ядром с соматическими и смысловыми компонентами. В силу наличия как
врожденных, так и приобретенных эйдетических образов, нормальное развитие яв-ся продуктом
Hosted by uCoz