Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1581 of 1766 
Next page End  

взаимодействия обоих типов образов. Эйдетический образ, сформировавшийся в ходе развития,
включает в себя не только визуальное ядро, но также и реакции индивидуума на первоначальный
чувственный опыт. Личность видится не как рациональное, организованное целое, но скорее как сонм
эйдетических образов - продуктов
прошлого опыта и наследственности, благодаря части к-рых чел.
воспринимает себя глазами родителей, других родственников и даже животных, с к-рыми он связан.
Асен и его сотрудники рассматривают симптом как продукт искаженных эйдетических образов.
Цель терапии — привести к переоценке искажений посредством эйдетического анализа. Такой анализ
может происходить в ходе систематического воспроизведения биографически значимых образов
пациента или при их спонтанном развертывании в процессе беседы.
См. также Представления, Новаторские психотерапии
В. Рейми
Экзистенциализм (existentialism)
Родоначальником совр. философии считается Рене Декарт, к-рый, пытаясь найти абсолютную
начальную точку всякого знания, описал сознание как зону очевидности (indubitability), совершенно
отсутствующую у материи, и тем самым разделил человека на две обособленные части: разум
(сознание) — предмет философии, и тело (материя) — предмет наук. Дальнейшее развитие эта идея
нашла в трудах Иммануила Канта, к-рый провел непроходимую границу между познаваемыми и
непознаваемыми ноуменами (объектами разума), отдавая приоритет первым, и объяснил, почему
сознание (consciousness)
и его априорные категории яв-ся необходимыми условиями возможности
приобретения любого знания. Гегель пошел дальше своих предшественников и создал систему, осн. на
универсальном разуме, в к-рой решающая роль принадлежит абсолютной идее, а конкретному чел.
отводится незначительная роль. Схоластическая философия, в той степени, в какой она еще сохраняла
жизнеспособность, была исключительно интеллектуалистичной и становилась все более
рафинированной. Т. о., к тому времени, когда появился Э., философия была систематической,
интеллектуалистичной, абсолютистской, безличной, формальной, абстрактной и объективной.
Кьеркегор полагал, что такая философия упускает из виду самые важные вопросы. Вместо
создания очередной системы, он заявил, что истина заключена в челов. существе. Он отстаивал
приоритет индивидуумов перед системами и делал упор на процесс становления, а не на статичном
проникновении в сущность бытия. Он считал свободу индивидуума более важной, нежели филос.
необходимость, и у него хватило смелости для того, чтобы усомниться в верховенстве рациональности в
челов. поступках.
Кьеркегор был прежде всего религиозным мыслителем, а в философию те же самые темы ввел
Хайдеггер, объединив прозрения Кьеркегора с некоторыми аспектами феноменологического метода
Гуссерля; в результате возникла настоящая экзистенциальная философия, дающая реальный анализ
важных филос. проблем. Хотя подлинный Э. — сохраняя верность истокам — исключительно
антисистематичен и представляет конкретный анализ тем на основе дневников, записных книжек,
драматургии и художественной литературы, др. направление Э. тяготеет к несколько большей
систематичности благодаря влиянию феноменологии, к-рая снабдила его методом обобщения
конкретного опыта без его формализации и создала возможность научного изучения конкретного
опыта.
Э. оказал влияние на психиатрию и психологию благодаря своей способности постигать
конкретный опыт. Проникновение Э. в психиатрию связано с именами Бинсвангера и Босса: оба имели
психоаналитическую подготовку и находились под влиянием идей Хайдеггера.
Через психиатрию Э. проник и в психологию — преимущественно благодаря усилиям Ролло
Мэя. В представлении экзистенциалистов, люди испытывают тревогу, страдают от сознания
бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти.
Что же касается академической психологии, то ее больше интересовали точные оценки и измерения, а
также усовершенствование методов изучения проблем, лежащих преимущественно за пределами челов.
опыта. Это и послужило основой для объединения психологов-экзистенциалистов как с психологами-
гуманистами, так и с некоторыми психологами, ориентированными на феноменологию, для создания
«третьей силы в психологии» — альтернативы для тех исследователей, к-рым было тесно как в рамках
бихевиоризма, так и в рамках психоанализа.
Т. о., главной программой экзистенциальной психологии стало придание жизненному опыту со
всеми его сложностями и во всех его конкретных проявлениях статуса легитимного предмета изучения
Hosted by uCoz