Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1586 of 1766 
Next page End  

ему приказывалось покинуть тело одержимого. Считалось, что выздоровление наступает с обретением
чел. своего прежнего состояния, свойственного ему до одержимости. Совр. римско-католическая вера
проводит различие между большим и малым Э., в зависимости от степени демонстрируемой
одержимости. Краткий экзорцистский обряд часто включается в обряд крещения римско-католической
церкви.
См. также Псевдопсихология, Религия и психология
Ч. Фишер
Эклектизм (eclecticism)
Слово «Э.» — в общепринятом употреблении — относится к отбору самого лучшего из
множества разнородных источников, а иногда еще и к попытке примирить противоречия между этими
источниками. В психологии этот термин наиболее часто использовался для обозначения теорет.
ориентации: эклектической наз. такая позиция, к-рая либо вовсе игнорирует, либо сводит к минимуму
различия между теориями, признавая в каждой из них то, что представляется наиболее
привлекательным.
В психологии чаще др. эклектичной системой взглядов наз. функционализм. Его нередко
критиковали за отсутствие должного внимания к тому, чем одна теория принципиально отличается от
др., причем эта критика носила скорее содержательный, нежели методологический характер.
Альтернативная интерпретация термина «Э.» заключается в подчеркивании метатеоретического Э. Эта
форма Э. проявляется в выборе лучших методов из различных источников.
Следующим логическим шагом яв-ся распространение подобного эклектичного подхода на
междисциплинарные проблемы. Эту форму Э. вполне можно рассматривать как важную предпосылку
научного прогресса, причем прежде всего потому, что она способствует заполнению «белых пятен»
между научными дисциплинами. Даже в пределах одной такой дисциплины как психология,
методологический Э. заслуживает защиты, ибо лишь немногие из ее принципов настолько надежно
обоснованы (если таковые вообще существуют), что не вызывают никаких сомнений.
Функционалистский ответ на упрек в Э. традиционно исходит как из потребности в широком
охвате изучаемых проблем и методов исслед., так и из толерантности к различным теориям. Кроме того,
просто невозможно обеспечить адекватную эмпирическую базу для дальнейшего теорет. развития без
воплощения в эксперим. планах не согласующихся друг с другом теорет. позиций.
Существенно то, что Э. — явление временное, но имеющее тенденцию к рецидивам. Как
правило, он представляет собой промежуточную стадию развития любой новой и набирающей силу
науки. Поэтому, хотя известная доля Э. на ранних этапах развития новой науки или к.-л. новой научной
отрасли м. б. не только желательна, но даже необходима, он постепенно идет на убыль и заявляет о себе
вновь тогда, когда появляются новые направления теорет. и практ. исслед.
См. также Функционализм, Философия науки
М. Маркс
Эклектическая психотерапия (eclectic psychotherapy)
Исслед. деятельности совр. психотерапевтов показали, что большинство из них имеет тенденцию
к эклектичности используемых теорий и методик, а не к идентификации с какой-то одной школой или
направлением. Эта тенденция представляет собой отход от ситуации, характерной для 1940—1950-х гг.,
когда большинство психотерапевтов идентифицировало себя с ранними психоаналитическими или
антипсихоаналитическими подходами. Существует огромное число психотерапевтов, считающих себя
«эклектиками», начиная от прагматических эклектиков, просто использующих все, что работает, и
заканчивая систематическими эклектиками, стремящимися установить принципы и методы, общие для
всех эффективных методов терапии.
М. Голдфрид попросил ведущих представителей различных направлений (гуманистически-
экзистенциального, аналитического и поведенческого) подробно ответить на два важных клинических
вопроса: «Какова роль нового опыта в содействии изменению?» и «Каким, с вашей т. зр., должно быть
«отношение терапевт—клиент», чтобы оно облегчало этот процесс изменения?» Он обнаружил
выраженное совпадение ответов по неск. аспектам.
1. Важность нового опыта.
2. Значение терапевтического взаимодействия.
Hosted by uCoz