Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1588 of 1766 
Next page End  

Аналогичная эклектическая программа тренинга соц. навыков, в большей мере ориентированная
на работу со здоровыми лицами, была описана Ф. Зимбардо, к-рый подчеркивал наряду с ценностью
понимания застенчивости и ее причин важность совершения конкретных, доступных измерению,
постепенных шагов к ее преодолению. В его программе для преодоления нежелательной застенчивости
используются такие методы, как самотестирование, ведение личных дневников, релаксация,
направленное воображение, разыгрывание ролей и участие в группах взаимопомощи.
Иной тип эклектического подхода, осн. на мед. модели, описан Дж. Эверли и Р. Розенфельдом.
Эти авторы предлагают комбинацию многоуровневого анализа реакции на стресс, куда входят
биохимические, психофизиологические и психол. измерения с мультимодальным терапевтическим
подходом, включающим воспитание у клиента чувства ответственности перед собой, обучение
различным приемам релаксации, рекомендации по диете, фармакологическое лечение, методики
биолог. обратной связи, гипноз и физ. упражнения. Заявленная ими цель — «представить уникальное и
клинически полезное обсуждение вариантов выбора многочисленных и разнообразных терапевтических
приемов».
Иган предлагает эклектическую модель развития для консультантов или руководителей
тренинговых групп (тренеров), к-рая охватывает специфические методики самоанализа и
самоисследования клиента, методики интегративного понимания себя и методы фасилитации действий.
Отличительной особенностью подхода Игана яв-ся то, что как клиенты, так и начинающие
консультанты могут учиться, наблюдая за работой опытных специалистов и практикуясь под
руководством супервизора.
Из этих примеров становится ясно, что в разраб. полезных терапевтических программ может
использоваться множество различных ролевых моделей (педагог, тренер, клиницист и консультант).
См. также Консультирование, Эклектицизм, Функциональная психология, Психотерапия
Дж. Харт
Экологическая валидность (ecological validity)
Э. в. имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или
приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведения в разных
контекстах или средах. Действия организма оказываются успешными в одно время и в одном месте, но
не столь успешными, или совершенно неуспешными, в др. время и др. месте.
В общем, понятие Э. в. встречается в литературе в контексте критики исслед. по научению у
животных и сравнительной психологии, поскольку в США с 1930 до 1970-х гг. большинство исслед.
поведения животных проводилось в лаборатории на белых крысах или голубях. В целом подход был
чрезвычайно узким; он характеризовался не только ограниченным выбором подопытных животных, но
и жесткой очерченностью проблем, ситуаций и реакций. Конечно, при этом существовали явные
исключения, напр., полевые исслед. Шнейрла бродячих муравьев и др. видов животных, а тж изучение
Карпентером низших обезьян в Центральной Америке. Отдельные исследователи в области научения
животных довольно рано начали осознавать тяжесть этих оков вопреки преобладающему духу времени.
Однако осн. масса исслед., публиковавшихся в «Журнале сравнительной и физиолог.
психологии» (Journal of comparative and physiological psychology) вплоть до начала 1970-х гг., касалась
рассмотрения фундаментальных принципов научения с позиции, к-рая игнорировала природу самого
изучаемого организма. По большей части, в качестве моделей челов. поведения рассматривались крыса
и голубь. Позднее психологи-исследователи стали уделять больше внимания экологической
релевантности и важности широкого подхода в изучении поведения, как, напр., в исслед. Камилом
пищевого поведения и исслед. Барашем соц. поведения сурков. Фактически, само многообразие
поведения, изучаемого после работ ранних экспериментаторов, свидетельствует о важности учета его
экологической релевантности: ориентировочное поведение, запасание пищи, строительство гнезд,
исслед. поведение, кормление, игра, замирание, зимняя спячка, охота хищников, терморегуляция,
мочеиспускание и дефекация, уход за поверхностью тела (груминг, купание в пыли и т. д.),
доминирование, соц. орг-ция и помощь, мимикрия, агрессия, сотрудничество, соперничество,
избегание, охрана границ, ухаживание и спаривание, родительское поведение, использование орудий и
аномальное поведение. Работа Тимберлейка представляет собой попытку включить экологические
требования различных биолог. видов в теорию научения.
Бойс провел обзор литературы по т. н. избыточному поведению животных, несвойственному и
необязательному для экологии вида, показавший, что животные развили большую способность к
Hosted by uCoz