Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 1766 
Next page End  

неосторожное потворствование родителей желаниям ребенка при нек-рых обстоятельствах .
Эффективное лечение В. р. включает предложенный Хэйр-Мастином прием поощрения
родителями В. р., использование различных методик оперантного обусловливания в терапевтической
ситуации (напр., задержка, наказание за реакцию, подкрепление адекватного поведения, угашение) и
методики структурированной модификации поведения, применяемые родителями.
См. также Отношения «родитель ребенок»
Т. С. Беннетт
Вторая сигнальная система (second-signal system)
Термин «В. с. с.», придуманный И. П. Павловым, относится к вербальным или дедуктивным
возможностям чел. и используется для обозначения способности абстрагироваться от конкретных
объектов и действий. В. с. с. противопоставляется первой сигнальной системе, к-рая имеет дело с
конкретным воздействием объектов и действий на организм животного. Хотя и животные, и люди
реагируют на конкретные объекты, только люди способны последовательно реагировать на вербальные
или лингв. репрезентации объектов аналогично тому, как они реагируют на сами эти объекты.
Способность абстрактных условных знаков (слов) производить конкретный эффект обозначаемых ими
объектов или действий достигается за счет образования условно-рефлекторной связи между словом и
первосигнальной (конкретной) реакцией. Эти связи формируются в коре головного мозга; т. о.,
дихотомия первой и второй сигнальных систем соответствует анатомическому делению мозга на
подкорку и кору, а тж обнаруживает параллели с такими дихотомиями, как конкретное/абстрактное и
невербальное/вербальное.
Понятие В. с. с. Павлов положил в основу своей теории гипноза. Эффективность словесных
инструкций во время сеанса гипноза объясняется существованием В. с. с. и ее условными связями с
реакциями первой сигнальной системы.
См. также Промышленная и организационная психология, Теория обработки информации,
Психолингвистика
У. Э. Эдмонстон-мл.
Выбор карьеры (career choices)
Народная мудрость гласит, что профессия сродни богатству. О деятельности людей часто судят
по их карьере. В начале профессионального цикла усилия чел. обычно направлены на подготовку к
будущей карьере — развитие умений, ценности, представления и прочие аспекты, необходимые для
обретения профессиональной идентичности. В конце профессионального цикла чел. обычно
концентрирует свои силы на определении степени успеха.
Исторический контекст
Эмпирическое исслед. трудовой деятельности началось в первые годы XX в. До возникновения в
США пед. и профессионально-технического движений наставления в вопросах выбора профессии
давались в семьях поселенцев. Первая мировая война способствовала расширению возможностей
трудоустройства и разнообразия условий работы и создала острую потребность в эффективных
процедурах найма, отсеивания, обучения, классиф. и оценки деятельности работников. Реакцией на эту
потребность было появление промышленных психологов и психометристов. Их главные усилия были
направлены на исслед. поведения работников и взаимодействия между работниками и администрацией.
Великая депрессия вызвала необходимость в исслед. безработных как социологического феномена и
стимулировала разраб. методов оценки маргинальных профессиональных групп, таких как официантки,
водители такси и железнодорожные рабочие. Во время Второй мировой войны научная и
экономическая мощь страны быстро росла, что благоприятствовало исслед. трудовой деятельности и
различных профессий. Связь отдельных людей с об-вом осуществлялась через соц. роли и через работу
и профессию (если чел. работал).
Предлагая различные интерпретации рез-тов исслед., психологи создали различные теории,
объясняющие закономерности трудовой жизни, — от консервативных до радикальных в политическом
смысле.
Личностный и социально-ситуативный подходы
Исслед. Д. Э. Супера, Дж. Л. Холланда и А. Роу подтвердили, что черты личности выступают как
фактор, допускающий, что места работы и В. к. представляют собой среды, отражающие различия
Hosted by uCoz