Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1599 of 1766 
Next page End  

изменить определение проблемы, чтобы приспособить план к одной из существующих статистических
моделей.
При применении в некоторых исслед. сложных планов стат. позволяет измерить и исключить
влияние одной или более смешиваемых переменных, к-рые в противном случае могли бы обусловить
альтернативные объяснения эффекта. Но о каких бы планах ни шла речь, основная защита от всего
спектра возможных альтернативных объяснений должна обеспечиваться самими планами, а не
статистикой.
Разработка планов. В случае простого исслед. разработка плана это, в первую очередь,
преобразование гипотезы или вопроса в конкретные решения, состоящие в выборе: а) подходящих
испытуемых; б) подходящей ситуации или места; в) способа предъявления и управления независимой
переменной; г) способа измерения или наблюдения эксперим. эффекта; д) основы сравнения,
позволяющей удостовериться, что эффект появился и вызван именно эксперим. воздействием; е)
методики проведения эксперимента, определяющей роли и последовательность действий
исследователей (кому и когда вводить экспериментальное воздействие, измерять наблюдаемый эффект
и т. д.).
Некоторые планы выборочного исследования. Число возможных комбинаций шести
описанных выше параметров довольно велико. Сосредоточившись на таких сквозных вопросах как
когда и кому предъявляются эксперим. условия (или, иначе говоря, воздействия), а также когда и за кем
проводятся наблюдения, мы можем описать некоторые виды широко используемых планов и отметить
их сильные и слабые стороны. Для этого условимся, что символом X будет обозначаться воздействие, а
символом О — наблюдение или измерение. Время, затрачиваемое на проведение исслед., отображается
(в направлении слева направо) расстоянием между этими событиями. Символ R указывает на то, что
испытуемые были случайным образом распределены по группам.
План с предварительным и итоговым тестированиями: случайным образом распределенные по
экспериментальной и контрольной группам испытуемые тестируются до и после контролируемого
воздействия:
Этот широко применяемый план контролирует большое число альтернативных объяснений,
включая эффект повторного тестирования, так как обе группы тестируются дважды. Однако
взаимодействие «воздействие х тестирование» все же остается неконтролируемым альтернативным
объяснением.
План с тестированием только после воздействия отличается от предыдущего отсутствием
предварительного тестирования. Он контролирует эффекты тестирования и взаимодействия
«воздействие х тестирование», однако требует допущения о том, что в результате рандомизации была
достигнута начальная эквивалентность контрольной и эксперим. групп.
План Соломона для четырех групп: Соломон и Лессак объединили особенности двух
предыдущих планов таким образом, чтобы соответствующие сравнения давали возможность оценить не
только эффект тестирования и его взаимодействие с эксперим. воздействием (при сравнении ОХО с
ХО),
но и эффективность рандомизации (при сравнении ОХО с ОО); однако этот план требует
формирования четырех групп, а значит и большего числа испытуемых.
Планы, контролирующие исходный уровень групп. В планах с попарным уравниванием
можно было бы использовать результаты теста интеллекта для объединения лиц с одинаковыми
оценками в пары с последующим случайным распределением членов каждой пары в эксперим. или
контрольную группу. Это предполагает высокую точность тестовых оценок и в тех случаях, когда в
пару некоторым испытуемым не удается подобрать кого-то с близкими к ним результатами
тестирования, они автоматически отсеиваются. Очевидно, что отбрасывание таких «неудобных»
Hosted by uCoz