Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1612 of 1766 
Next page End  

характеристик стимула, а не его смыслового содержания; высоко тревожные люди удерживают в
оперативной памяти немного меньше единиц информ., что объясняет их дефицит в тестах на
вспоминание и узнавание, и поэтому в сравнении с низко тревожными они больше выигрывают от
снимающих напряжение условий повторной сдачи экзамена или поддержек П., подобных контрольным
работам с разрешением пользоваться учебниками.
См. также Блокировка, Защитные механизмы, Эмоции, Память, Наказание
М. Р. Денни
Эмпатия (empathy)
Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и
мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и
У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений.
В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот
термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения.
Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны
трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом
клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и
положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии
выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии
приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным,
по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных.
Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на
способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение
когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между
двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в
большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др.
Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной
эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики,
работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств
родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное
возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях.
Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-
видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. — иначе
говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется
рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере.
Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в
том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто
когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать
реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа.
Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку
люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже
переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее.
Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или
поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те
образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или
подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной
деятельности.
Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к
большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим
путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и
его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к
альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн
сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их
внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей
вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий.
Hosted by uCoz