Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1623 of 1766 
Next page End  

приводить к ошибочному прогнозу достижений этого чел. в условиях нагрузки.
Одни люди в условиях нагрузки демонстрируют стабильный уровень достижений или даже его
увеличивают, тогда как у др. он может существенно снижаться. После разделения высококлассных и
менее успешных спортсменов на группы в соответствии с результатами, показанными в соревнованиях,
обнаружилась интересная закономерность: при обеспечении того же самого объема тренировок, менее
успешные спортсмены в большинстве случаев демонстрировали заметное ухудшение результатов по
таким показателям как скорость обработки оптической информ. и скорость принятия решений, когда
они тестировались в условиях нагрузки. Успешные спортсмены, напротив, демонстрировали отчетливое
улучшение выполнения тестов в этой эргометрической ситуации.
Такая стратегия тестирования использовалась также в др. областях, где прогноз рабочих
характеристик индивидуума в условиях нагрузки имеет решающее значение, напр., при отборе пилотов
самолетов. Основная задача, к-рую здесь приходится решать, состоит в выборе подходящих тестов.
Тесты, отобранные в результате обширных предварительных исслед., предъявляются в полностью
компьютеризованной эксперим. системе в нейтральной ситуации и в условиях физиолог. и психол.
нагрузки, с одновременной регистрацией релевантных физиолог. показателей. В этом отношении,
особый акцент делается на ЭЭГ и сдвигах корковых потенциалов постоянного тока, к-рые, как
выяснилось, яв-ся надежным индикатором возбуждения и функциональных возможностей. Причина
различного влияния нагрузки на связанное с достижением поведение, возможно, кроется в изменениях
мотивации приближения — избегания (approach avoidance motivation). Ослабить или устранить такие
ухудшения выполнения в условиях нагрузки, по-видимому, можно путем использования приемов
самоконтроля.
См. также Прикладные исследования, Спортивная психология, Человеческие факторы
Г. Гуттманн
Эриксонианские стадии развития (Eriksonian developmental stages)
Теория развития Эрика Эриксона не только строится на принадлежащем Фрейду описании
психосексуального развития, но и расширяет его в нескольких важных отношениях. Эриксон дает нам
теорию психосоциального развития на протяжении всей жизни чел. и придает особое значение
самостоятельному или бесконфликтному развитию адаптивного эго. Согласно Эриксону, в добавление к
удовлетворению инстинктов, люди нуждаются в категоризации и интеграции опыта. Поэтому, для
оптимального функционирования чел. необходимо достичь устойчивого чувства эго-идентичности —
отчетливого чувства личной целостности и «непрерывности опыта».
Процесс построения и интеграции личности, описываемый последовательностью из восьми
стадий, продолжается всю жизнь и направляется эпигенетическим принципом, к-рый гласит: «Все
растущее имеет исходный план развития, в соответствии с которым появляются отдельные части, —
каждая имея свое время доминирования, — пока не образуется полный набор частей, чтобы составить
способное к функционированию целое». Каждая стадия, от рождения до старости, характеризуется
своим нормативным кризисом, неизбежно возникающим и требующим преодоления. Эти кризисы
могут быть результатом интрапсихических конфликтов (первые пять соответствуют фрейдовским
психосексуальным стадиям), но соц. контекст, в к-ром люди пытаются разрешить такие конфликты, тж
может существенно разниться; т. о., по своему характеру — это психосоциальные кризисы. Разрешение
каждого кризиса оставляет отпечаток на развивающемся чел. и вносит свой особый вклад в целиком
сформированную личность. В идеале, однако, разрешение любого из этих кризисов не должно быть
полностью односторонним; излишняя доверчивость или наивность, напр., могут помешать соц.
адаптации. Признаком оптимального развития служит как раз смесь или гармоничное сочетание двух
полярных вариантов разрешения психосоциальных кризисов.
Предполагается, что последующие стадии психосоциального развития строятся в зависимости от
результатов прохождения предыдущих (кумулятивный принцип). Кроме того, каждая стадия
содействует формированию у развивающейся личности особой добродетели, такой напр., как надежда
или вера.
1. Доверие против недоверия (младенчество). Появившись на свет, дети оказываются во власти
биолог. потребностей и влечений, удовлетворить к-рые могут только ухаживающие за ними взрослые.
Характер отношений с такими взрослыми, вероятно, влияет на степень доверия (или недоверия), к-рое
младенцы испытывают к др. людям и миру вообще. С этой стадией связано формирование такого
ценного качества как надежда.
Hosted by uCoz