Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1624 of 1766 
Next page End  

2. Автономия против сомнения и стыда (раннее детство). Характер соц. требований к
способности управлять собой и регулировать отправления организма (приучение к горшку) влияет на
то, будет ли ребенок испытывать чувство уверенности в своих силах и возможностях или начнет
сомневаться в себе. Предполагается, что на этой стадии возникает добрая воля, желание действовать в
соответствии с ожиданиями.
3. Инициатива против чувства вины (дошкольный возраст). Наступает время, когда дети
начинают активно исследовать и вторгаться во все, что их окружает. Вопрос в том, будет ли ребенок
испытывать чувство вины за предпринятые по собственной инициативе действия или будет чувствовать
себя вправе самостоятельно планировать и контролировать свои занятия? Именно здесь берет начало
целеустремленность, проявляющаяся в силе намерения — способности преследовать лично значимые
цели несмотря на риск и возможные неудачи.
4. Трудолюбие против чувства неполноценности (школьный возраст). Соц. контекст, в к-ром
преодолеваются первые три кризиса, ограничивается преимущественно домашней обстановкой и
ближайшим семейным окружением. Однако на четвертой стадии в той или иной форме начинается
обязательное обучение детей. Главным делом становится успешное выполнение заданий и овладение
навыками, к-рые ценятся учителями и в более широком обществе. Считается, что на этой стадии
закладываются основы такого ценного качества как компетентность (в отношении орудий и способов
деятельности взрослых).
5. Идентичность против диффузии (отрочество / юность). Это центральное звено в схеме
Эриксона — стадия, на к-рой юноши и девушки активно пытаются синтезировать весь свой опыт, чтобы
обрести устойчивое чувство личной идентичности. Хотя этот процесс яв-ся психосоциальным по
природе, предполагающим обязательное появление социального соответствия или «солидарности с
групповыми интересами», Эриксон особо подчеркивает роль самопознания и испытания
действительностью в формировании идентичности. Индивидуум начинает смотреть на себя как на
продукт своего жизненного опыта, остро сознавая его связность и преемственность. Позитивное
разрешение предыдущих кризисов, в результате чего чел. становится в меру доверчивым,
самостоятельным, целеустремленным и трудолюбивым, облегчает формирование идентичности, тогда
как неудачи в их преодолении могут привести к размыванию идентичности. Верность, или способность
сохранять взятые на себя обязательства несмотря на несовместимые системы ценностей, и есть та
добродетель, к-рая появляется в этот период жизни.
Согласно теории Эриксона, развитие продолжается всю жизнь. Однако прохождение трех
приходящихся на взрослость стадий напрямую зависит от той идентичности, что сложилась в годы
юности.
1. Интимность против изоляции (молодость). На этой стадии чел. должен быть готов и
способен к соединению своей идентичности с идентичностью др. чел. Необходимое условие — прочное
чувство идентичности, так как подлинное раскрытие и взаимность делают людей уязвимыми. В этот
период жизни неизмеримо возрастает ценность такой добродетели как любовь.
2. Генеративность против стагнации (средняя взрослость). На этом этапе жизни чел. старается
реализовать сформированную и разделенную с избранными другими идентичность. На первое место
выходит такая добродетель как забота. Генеративность находит свое выражение в заботе о других,
принимающей различные формы: родительство, обучение, наставничество и т. д. Те же, кого постигла
стагнация, оказываются поглощенными своими личными нуждами.
3. Целостность против отчаяния (зрелость). Фокус заключительной стадии образует
воспринимаемое завершение или выполнение жизненного цикла. Когда люди сознают близость смерти,
они могут впадать в отчаяние, испытывать страх, радоваться смерти как избавлению от страданий или
же попытаться воспринять ход и значение своей единственной и неповторимой жизни в более широкой
перспективе. Мудрость — последняя приобретаемая в этой жизни добродетель. Мудрый чел. понимает
относительный характер знания и принимает жизнь такой, как она сложилась.
Как эвристическая схема, теория Эриксона оказала заметное влияние на совр. психологию
развития, особенно в том, что касается развития в ранней юности. Однако, несмотря на свою
популярность и, казалось бы, очевидную валидность, эмпирическое обоснование этой теории яв-ся
относительно слабым. Эриксон и другие смогли представить в достаточном объеме лишь данные
наблюдений.
См. также Связь и привязанность, Формирование юношеской идентичности
М. Д. Берзонски
Hosted by uCoz