Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1625 of 1766 
Next page End  

Этика психологических исследований (ethics of psychological research)
В соц. и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и
благополучия людей, принимающих участие в научных исслед. Неуклонный рост такого интереса после
Второй мировой войны, особенно заметный в 1960-х и 1970-х гг., вероятно явился следствием памяти о
нацистских мед. экспериментах, вскрывшихся злоупотреблений в мед. экспериментах в Северной
Америке, недовольства властью, увеличения профессионализма и усиления борьбы за соц.
справедливость и гражданские права. Большинство научных и профессиональных орг-ций разработали
этические кодексы. Министерство здравоохранения, просвещения и соц. обеспечения США (ныне
Министерство здравоохранения и соц. обеспечения (Department of Health and Human Services, DHHS),
разработало регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов. Эти
регулирующие нормы предусматривают создание в орг-циях институциональных наблюдательных
советов (institutional review board, IRB), состоящих гл. обр. из исследователей и ученых, для этической
экспертизы проектов до начала их финансирования.
Большинство психологов соглашаются с необходимостью таких мер. Многие, однако, считают,
что потенциальная опасность невелика, тогда как регулирующие нормы представляют угрозу для
научной свободы и творчества. В основе подобной полемики лежит старый конфликт между правами
личности и нуждами об-ва. Можно утверждать, однако, что в психологии этические и научные
соображения скорее конвергируют, нежели конфликтуют, поскольку информ., получаемая от
участников, рассматриваемых в качестве партнеров, будет обладать большей валидностью и ценностью.
Информированное согласие
Информированное добровольное согласие (informed voluntary consent)
яв-ся центральным
принципом этического исслед. Согласно регулирующим нормам DHHS, под ним подразумевается
понимающее согласие конкретного лица (или его законного представителя), способного осуществлять
свободный выбор без излишнего побуждения или любого элемента «насилия, обмана, хитрости,
принуждения или иной формы ограничения или давления». Предполагается, что для достижения этих
целей исследователи должны четко информировать будущего участника о: а) том, какие процедуры они
намерены использовать и в каких целях, б) любых связанных с этим неудобствах или рисках, в) любых
ожидаемых выгодах, г) своей готовности отвечать на любые вопросы и д) праве испытуемого
прекратить участие в исслед. в любой момент без к.-л. условий. Практ. применение этого принципа
поднимает трудные вопросы, особенно в тех исслед., в к-рых испытуемые удерживаются в неведении
или намеренно дезинформируются в отношении истинных целей, процедур или измерений.
Проведение исследований с детьми и психиатрическими больными. Для проведения исслед.
с детьми и психиатрическими больными, ограниченными в своей способности понимать и принимать
решения, традиционно требуется получить согласие со стороны родителя или опекуна.
Проведение исследований с людьми, ограниченными в свободе выбора. Как правило,
исследователи находятся в более влиятельной или престижной позиции, чем их испытуемые, к-рые в
силу этого не обладают подлинной свободой в выражении своего отказа или несогласия. В прошлом,
исследователи в медико-биологических, бихевиоральных и соц. науках опирались на популяции,
обладающие меньшей свободой выбора, именно по причине их доступности и покорности. Мн. критики
категорично высказались против традиционной практики привлечения неимущих и беспомощных в
качестве испытуемых в мед. исслед. Расширение выборки, с включением в нее наряду с клиническими
пациентами сторонних, независимых лиц, служило бы не только большей справедливости, но и научной
цели приобретения более репрезентативных данных.
Неинформированные участники. Немного этических вопросов подняло бы исслед.,
предполагающее открытое наблюдение, напр., за играющими в школьном дворе детьми, даже если на
это не было получено никакого согласия. Сходным образом, исслед., опирающиеся на архивные
данные, такие как школьные или медицинские записи, выглядят вполне оправданными в моральном
отношении, даже если учащиеся или пациенты не давали согласия на использование этих данных в
исследовательских целях. Др. исслед., однако, поднимают моральные проблемы: имитация приступа
болезни в вагоне метро с целью увидеть на него реакцию людей; психолог имитирует симптомы
психоза и позволяет себя госпитализировать в психиатрическую клинику; социолог добровольно
вызывается не впускать посторонних для изучения гомосексуальной активности в общественном
мужском туалете; в совещательной комнате присяжных устанавливаются «жучки» для прослушивания с
разрешения судьи, но без ведома членов жюри присяжных. Все эти реально проводившиеся исслед.
ставят серьезные вопросы.
Hosted by uCoz