Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1632 of 1766 
Next page End  

ограничиваются челов. сферой.
Однако мы наблюдаем возникновение аттитюда, к-рый в большей степени центрируется на
жизни, нежели на чел., признавая и наделяя ценностью любое живое существо как таковое. Этот
аттитюд опирается на этику, к-рая утверждает, что любому животному присущ определенный образ
жизни в своей естественной среде: набор преимущественных видов активности, определенных соц.
отношений и определенных потенциальных возможностей. Этот «образ жизни» выражает интересы
данного животного. В свою очередь, эти интересы выражают притязания, к-рые конкурируют с
интересами др. живых существ. В этом случае мы как носители морали должны учитывать интересы
животных наравне со своими, а не отводить им второстепенную роль.
См. также Коммуникация животных, Этика психологических исследований
К. Шапиро
Этнические группы (ethnic groups)
Э.
г. обычно рассматривается как субкультура в рамках более крупного об-ва, чья культура
отличается от него в важных отношениях. Входящие в состав Э. г. члены разделяют, или считают что
разделяют, представление о своей отличной идентичности как группы. Эта воспринимаемая
идентичность может основываться на общих религиозных верованиях, цвете кожи, национальном
происхождении или др. критериях. Как правило, но не обязательно, Э. г. имеет определенные
неформальные правила поведения, отличающиеся от правил более общей культуры. Для
представителей Э. г. характерны определенные права и обязанности и специфические языковые
паттерны. Эти паттерны взаимозависимого поведения часто отличают членов Э. г. от представителей
той или иной соц. категории. Соц. категория используется для различения определенных классов людей
в соответствии с набором характеристик (напр., детское население или население штата Мэн).
Описание паттернов, характеризующих отдельные субкультуры, сегодня уже не яв-ся
самоцелью. Скорее, подобные исслед. служат средством продемонстрировать значимость данного
теорет. подхода или преследуют целью отстаивание интересов считающейся притесняемой или
ущемляемой в своих правах Э. г.
Этнографическую работу внутри различных групп. субкультур можно отнести ко второй по
значимости области исслед. В частности, в рамках соц. психологии исследователи изучают
взаимоотношения между различными Э. г. Как правило, этот интерес связан с традициями
межгрупповой враждебности и с поиском способов снижения существующих конфликтов. Интерес к
характеристикам конкретных групп ограничивается в этих случаях путями, к-рыми такие
характеристики влияют на взаимоотношения групп. Внутригрупповая динамика или внутригрупповые
характеристики рассматриваются существенными лишь в той степени, в какой они влияют на
межгрупповые отношения.
Третья и более недавняя линия исслед. вытекает из каждого из этих традиционных направлений
(и в свою очередь, вносит в них вклад). Падение «мифа о плавильном котле» этнической интеграции и
гомогенизации и усиление чувства самоуважения, демонстрируемое мн. этническими меньшинствами в
совр. об-ве, побуждает исследователей все чаще обращаться к изучению процессов и характеристик,
присущих всем Э. г. Примерами этой ориентации служат такие работы, как «Этническая
принадлежность» (Ethnicity)
Глейзера и Мойнигана, «Племенные идолы, групп. идентичность и
политические изменения» (Idols of the tribe, group identity and political change)
Айзекса. Предметом
особенного интереса в этой области яв-ся универсальное значение этнической идентичности, процесс
культурной ассимиляции и передача этнических традиций из поколения в поколение.
См. также Кросс-культурная психология, Национальный характер
К. Дж. Герген
Этнические меньшинства (ethnic minorities)
Существует множество определений термина «Э. м.». Этим словосочетанием, как правило,
обозначаются группа или группы, к-рые не занимают в составе населения господствующего положения,
обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями, знач.
отличающимися от традиций и особенностей остальной части населения, и стремятся эти традиции и
особенности сохранить. Ч. Уэгли и М. Харрис приводят 5 отличительных свойств Э. м.
1. Меньшинства яв-ся подчиненными сегментами сложных по своей структуре об-в.
Hosted by uCoz