Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1640 of 1766 
Next page End  

получают обратную связь в отношении затрачиваемых ими усилий. Такие различные подходы к оценке
могут приводить к снижению веры учеников, на успех к-рых учителя не рассчитывают, в то, что их
усилия оказывают влияние на результаты учебы. По мнению Бар-Тала, ожидания учителей в отношении
учебной деятельности учеников основаны на восприятии учителями причин успехов или неудач своих
учеников. Если учителя полагают, что причины неудач ученика яв-ся устойчивыми, они не ожидают
успехов со стороны этого ученика в будущем и ведут себя в соответствии с таким убеждением.
Формирование ожидания яв-ся феноменом, неизбежно сопутствующим челов. природе. Вместе с
тем, только ошибочные и/ или негибкие ожидания могут препятствовать эффективной работе учителей.
Один из способов уменьшения возможного негативного влияния Э. П. состоит в том, чтобы помочь
учителям осознать существование этого феномена и его последствий.
См. также Обучение в раннем детстве, Теория навешивания ярлыков
Д. Бар-Тал
Эффект спящего (sleeper effect)
Э. с. в области формирования убеждений называют отсроченное усиление воздействия
убеждающего сообщения. Это происходит в ситуации, когда сообщение поначалу не обнаруживает
убеждающих эффектов, однако впоследствии, по прошествии определенного периода времени,
реципиент начинает выражать более благоприятное отношение к позиции, содержащейся в этом
сообщении. По своему характеру Э. с. противоположен результатам, обычно получаемым в эксперим.
исслед., когда вызываемое поначалу изменение мнения исчезает со временем.
Первые документальные подтверждения Э. с. — хотя они и не назывались так в то время —
были получены в исслед. Петерсона и Т¸рстоуна и в исслед. Левина. В своем исслед. Петерсон и
Т¸рстоун обнаружили, что фильм под названием Four sons («Четыре сына») оказался более
эффективным в усилении прогерманских аттитюдов после 6-месячной отсрочки, нежели сразу после его
показа в группе старшеклассников Генуи, штат Иллинойс. Они предположили, что поскольку в Генуе
не было в то время кинотеатра, их эксперимент вызвал широкое обсуждение, к-рое и стало причиной
отсроченного изменения мнений. В исслед. Левина, домохозяек приглашали принять участие в
групповой дискуссии о важности употребления диетических продуктов (молоко, апельсиновый сок и
рыбий жир) в условиях военного времени. Результаты показали, что спустя 4 недели после дискусии эти
продукты стало употреблять больше домохозяек, чем через 2 недели после нее.
Термин Э. с. впервые употребили Ховланд, Ламсдейн и Шеффилд при описании изменений в
мнениях, вызванных фильмами из серии Why We Fight («Почему мы сражаемся») производства армии
США, демонстрировавшихся во время Второй мировой войны. В частности, Ховланд и его сотрудники
проверяли воздействие фильма The Battle of Britain («Сражающаяся Британия») на веру американских
новобранцев в боеспособность своих британских союзников. Они обнаружили, что когда эффект этого
фильма оценивался спустя 9 недель после его показа, по некоторым пунктам опросника мнений в
отношении англичан были получены существенные изменения в положительную сторону сравнительно
с более ранней оценкой, проведенной лишь спустя 5 дней после показа фильма.
Несмотря на то, что Ховланд и его сотрудники предложили четыре возможных объяснения для
своего Э. с., именно высказанная ими идея «забывания источника» («source forgetting»), названная
впоследствии гипотезой диссоциации обесценивающего стимула (dissociation discounting cue
hypothesis), подготовила почву для дальнейшего изучения Э. с. В соответствии с гипотезой
диссоциации, Э. с. возникает в тех случаях, когда убеждающее сообщение предъявляется в сочетании с
к.-л. обесценивающим стимулом (discounting cue)
(напр., источник, вызывающий низкое доверие или
контраргумент). Сразу после получения такого сообщения реципиент помнит не только само
сообщение, но и обесценивающий его стимул (т. е., оба ассоциируются в памяти между собой), что
влечет за собой незначительные изменения или отсутствие каких-либо изменений в мнении. Спустя
некоторое время, когда ассоц. между сообщением и обесценивающим стимулом ослабевает, реципиент
может «припомнить то, о чем было сказано, не думая о том, кем это было сказано». Др. словами, Э. с.
яв-ся результатом возникающей со временем самопроизвольной диссоциации сообщения и
обесценивающего стимула. При последующем опросе мнений источник информ. может быть воскрешен
в памяти, но он не ассоциируется с содержанием сообщения.
Ховланд и Вайс провели первую прямую проверку гипотезы диссоциации. Испытуемым
предъявлялись убеждающие сообщения по таким вопросам, как использование антигистаминных
лекарственных препаратов и строительство атомных подводных лодок. Эти сообщения приписывались
Hosted by uCoz