Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1642 of 1766 
Next page End  

первоначального раздражения от негативного или неприятного сообщения; и) отсроченное признание
сообщения, содержащего нападки на эго реципиента; к) отсроченное воздействие особого мнения
(minority influence).
См. также Забывание, Имплицитное научение, Когнитивные (познавательные) способности,
Контекстуальные ассоциации, Процессы поиска и извлечения информации из памяти
Э. Р. Пратканис
Эффективность лидерства (leadership effectiveness)
Под «лидерством» понимается способность вести за собой, руководить или управлять
группой/организацией. Лидер может быть «стихийным» (emergent), т. е. неформально признанным или
выбранным группой, либо формальным, назначенным орг-цией, к к-рой принадлежит данная группа.
За свою короткую историю эмпирическое изучение проблемы лидерства прошло путь от
наивного поиска универсальной магической лидерской черты или наилучшей стратегии поведения в
отношении членов группы к более сложному представлению о том, что различные ситуации требуют
различных типов лидерского поведения или лидерских качеств.
Прекратив заниматься поисками лидерских черт, исследователи переключили свое внимание на
изучение тех форм поведения и стилей управления, к-рые бы позволяли отличать эффективных лидеров
от менее эффективных. Оригинальное и широко известное исслед. Левина, Липпитта и Уайта первым
перенесло изучение лидерства в стены лаборатории, чтобы исследовать влияние различных форм
поведения лидеров на их отношения с членами группы и привлечение сторонников. Они обнаружили,
что демократический, сотрудничающий стиль лидерства привлекал к себе больше сторонников и
удовлетворял членов группы в большей степени чем автократический или либеральный стили
лидерства.
Доминирующие теории и связанные с ними исслед. в период 1940—1960-х годов
характеризовались тремя отличительными чертами: а) эти теории основывались на убеждении, что
наилучшим методом лидерства яв-ся центрированный-на-работнике или ориентированный на
отношения подход; б) они концентрировали свои исследовательские усилия на таких межличностных
переменных как лидерские аттитюды, поведение и мотивация, в) они отводили второстепенную роль
таким когнитивным переменным как лидерский интеллект, продуктивность в решении
производственных задач и рабочие знания. Эта последняя т. зр., что когнитивные переменные не
играют существенной роли, не разделялась практиками, к-рые должны были прогнозировать будущую
продуктивность менеджеров или осуществлять рекомендации по продвижению и расстановке
руководителей.
В течение этого периода исследователи приступили к систематическому изучению форм
поведения, к-рые ассоциировались с эффективным лидерством. Такое изучение привело к обнаружению
двух важных «поведенческих факторов». Один фактор, получивший название «внимание», включал в
себя социоэмоциональные, экспрессивные формы поведения, связанные с проявлением интереса и
заботливого участия к мнениям, чувствам и благополучию подчиненных. Др. фактор,
«структурирование» (structuring), включал в себя распределение ролей и задач среди членов группы,
установку стандартов, оценку исполнения и фокусировку на производственных задачах.
Ситуационная модель (contingent model). Эта теория классифицирует лидеров как
мотивированных, гл. обр., либо потребностью выполнять возложенные на них задачи, либо
потребностью в близких и доверительных отношениях с членами своей группы. Ситуация лидерства
классифицируется как предоставляющая высокую, умеренную или низкую степень возможности
реализации лидером власти, влияния и контроля. Ситуационный контроль определяет, по сути,
вероятность того, что лидер окажется в состоянии добиться выполнения возложенной на него задачи.
Ситуационный контроль зависит от того, в какой степени а) группа представляется надежной и
оказывает свою поддержку, б) задача структурирована и ясна в отношении ее целей и метода решения,
в) орг-ция предоставляет данному лидеру властные полномочия — законное право вознаграждать и
наказывать.
Эффективность лидеров зависит не только от личности самого лидера, но и от характеристик
ситуации лидерства. Мотивированные задачей лидеры достигают наилучшего исполнения своих
функций в ситуациях с высокой и низкой степенью контроля; мотивированные отношениями лидеры
достигают наилучшего исполнения в ситуациях с умеренной степенью контроля.
Эта ситуационная модель вызвала многочисленные дискуссии. Однако обширный обзор и
Hosted by uCoz