Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1650 of 1766 
Next page End  

боялся упомянуть в повседневной обстановке.
Аспекты психотерапевтического процесса, способствующие повышению морального духа
пациентов
Эмоциональное возбуждение. Клинический опыт показывает, хотя причины этого и не вполне
ясны, что благоприятной терапевтической динамике содействует эмоциональное возбуждение,
сопровождающее психотер. Это возбуждение м. б. вызвано чувствами, испытываемыми по отношению
к терапевту, повторным переживанием вытесненных прежде чувств по отношению к себе и своей семье;
в поведенческой терапии эмоциональное возбуждение сопровождает попытки изменить привычное
поведение или специальные приемы, имеющие целью вызвать сильные чувства.
Когнитивное и практическое обучение. При всех формах терапии пациенты получают новую
информ., когда им помогают осознать недоступное прежде знание о себе. Чтобы быть максимально
эффективными, эти субъективные открытия должны обеспечивать новый эмоциональный опыт.
Все психотерапевты как модели для подражания, руководители и советчики предоставляют
пациенту разнообразные возможности научиться лучше справляться с проблемами. Через тип
задаваемых вопросов психотерапевт предлагает модель рационального принятия решения, включая
рассмотрение альтернатив действий перед их выполнением.
Повышение чувства самоэффективности. Проходящие психотер. пациенты обычно считают,
что в той или иной степени находятся во власти собственных чувств или внешних стрессоров. Этому
расположению духа сопутствует представление о себе как о неудачнике, сочетающееся с
дисфорическими эмоциями, еще больше снижающими возможности соц. приспособления пациента. Т.
о., усиление в больном чувства успешного контроля или самоэффективности яв-ся, возможно, наиболее
сильным ободряющим компонентом всех методов психотер. В этом отношении во всех
психотерапевтических концепциях подчеркивается, что лечебный эффект яв-ся, в первую очередь, рез-
том собственных усилий больного.
Значение гипотезы деморализации для подготовки психотерапевтов
То обстоятельство, что все психотерапевтические процедуры сопровождаются примерно
одинаковым лечебным эффектом, отнюдь не должно означать, что подготовка психотерапевтов
становится необязательной. Навыки психотерапевта можно уподобить таланту музыканта. Не каждый
может стать виртуозом, но — за исключением тех, кто лишен музыкального слуха, — каждый может
научиться играть на инструменте и, упражняясь, улучшать технику исполнения. Точно так же владение
одной или неск. методиками поддерживает чувство собственной компетентности в психотерапевте и,
следовательно, веру в него больного — психол. состояние, являющееся решающим для успеха всех
психотерапевтических подходов. Чувство компетентности поддерживает тж уверенность
психотерапевта перед лицом неизбежных неудач, с к-рыми сталкиваются практики во всех школах
терапии. Наконец, лишь при постоянном искусном применении специфических методик психотер. м. б.
обнаружены скрытые ранее благотворные эффекты применительно к различным клиническим
состояниям или типам личности.
В идеале, в программе подготовки должно быть заложено неск. форм психотер., для того чтобы
дать обучающемуся возможность выбрать то, что наиболее созвучно его устремлениям. Чем больше
навыков освоит психотерапевт, тем лучше, но в любом случае он должен сохранять убежденность в
том, что для большинства, если не для всех пациентов, избранный метод будет не менее эффективным,
чем альтернативные подходы.
См. также Психотерапия, Исследование психотерапии
Дж. Д. Франк
Эффекты экспериментатора (experimenter effects)
При проведении эксперимента исследователи выдвигают гипотезу, общий смысл к-рой сводится
к тому, что одна или несколько переменных будут иметь определенный исход. Представители наук о
поведении разрабатывают свои эксперименты с целью проверки подобных гипотез и устранения по
возможности наибольшего числа конкурирующих объяснений. Одним из таких конкурирующих
объяснений яв-ся эффекты экспериментатора, относящиеся к категории посторонних факторов, к-рые
могут сказываться на результатах исслед., скрывая влияние изучаемой переменной или переменных.
Было выявлено и изучено несколько важных эффектов экспериментатора.
Иногда экспериментаторы, — обычно не стремясь к этому, — влияют на изменение поведения в
направлении своих ожиданий. Этот феномен получил название ошибки экспериментатора (experimenter
Hosted by uCoz