Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1651 of 1766 
Next page End  

bias). Иллюстрацией здесь может служить случай с Умным Гансом лошадью, к-рая била о землю
копытом правильное число раз, когда ей предлагались примеры на сложение, вычитание, умножение, и
задавались различные вопросы. В начале XIX столетия немецкий психолог Оскар Пфунгст обнаружил,
что Ганс реагировал на почти неуловимые, непреднамеренные визуальные подсказки — в особенности
на едва заметные движения головой, — к-рые совершали, сами того не ведая, хозяин и тренер этой
лошади.
Исслед. Розенталя и др. психологов показали, что ошибка экспериментатора чрезвычайно
распространена в экспериментах. Их работы говорят о том, что исследователи — подобно тренерам
лошадей — часто совершают непреднамеренные подсказки испытуемым через изменение выражений
лица и тона голоса. Дабы уменьшить влияние такой ошибки, психологи-исследователи пытаются
максимально сократить взаимодействия между экспериментатором и участниками исслед. Иногда они
предъявляют инструкции с использованием аудиозаписей. Иногда они просят чел., не осведомленного о
содержании гипотез или характере эксперим. условия, в к-ром находятся испытуемые, и не имеющего
личной заинтересованности в результате исслед., провести это исслед.
Вторая категория эффектов экспериментатора концентрируется вокруг внимания — сколько и
какого типа внимание уделяют экспериментаторы группам в своих исслед.. Ф. Ротлизбергеру и
Уильяму Диксону принадлежит приоритет в открытии факта, что внимание оказывает существенное
влияние на результаты эксперимента. В 1930-х годах они изучали способы повышения
производительности труда на заводе Хоторна, принадлежавшем компании «Вестерн Электрик» в городе
Чичеро, штат Иллинойс. В одной из частей исслед. пятерых работниц этого завода поместили в
отдельное помещение, систематически изменяя такие факторы как периоды отдыха, количество
рабочего времени и условия оплаты. Ротлизбергер и Диксон обнаружили, что производительность труда
этих женщин в целом возрастала — даже когда условия труда существенно ухудшались. Они высказали
предположение, что причиной подобных результатов явилось повышенное к ним внимание —
объяснение, к рое сегодня часто оспаривается.
Большинство исследователей пытаются защитить свои работы от эффектов непропорционально
уделяемого внимания к.-л. одной группе. Они также пытаются оказывать каждой из групп в своем
исслед. внимание одного типа. При проведении экспериментов часто вводятся условия плацебо для
обеспечения того, чтобы испытуемые обеих, экспериментальной и контрольной, групп, получали один
и тот же тип внимания и, следовательно, имели общие ожидания.
См. также Контроль в эксперименте, Ошибки оценщика, Хоторнский эффект,
Экспериментальные методы
Л. Л. Давидофф
_Я_
Я-концепция (self-concept)
На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что
истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания.
Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к.,
к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и
др. профессиональных мыслителей на Я-к.
С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались
изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом,
занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на
повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными
переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс
попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в
качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов,
использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о
своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их
анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид,
указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь,
рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии
Hosted by uCoz