Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1657 of 1766 
Next page End  

Q-сортировка (q-sort technique)
Q-c.
представляет собой методику, используемую для описания индивидуума таким образом,
чтобы получить переменную, к-рая может связываться с др. получаемыми сходным образом
переменными. Она применяется для сравнения самоописания субъекта с описанием своего идеала или
для сравнения самовосприятия с восприятием себя другими, а тж для нахождения корреляций между
описаниями групп людей, сделанных ими самими или др. людьми. Она может использоваться для
деления группы лиц на более или менее однородные подгруппы или типы. При использовании с целью
изучения мнений и убеждений, Q-с. может оказаться полезной в определении групп думающих
сходным образом людей.
Как правило, такая переменная получается на основе принудительной классиф. фиксированного
набора пунктов или элементов, к-рыми могут быть утверждения, определения или глаголы.
Выполняющего Q-с. субъекта инструктируют в
отношении того, как реагировать на пункты, обычно
напечатанные на карточках.
При большинстве Q-с., задаваемое распределение приблизительно соответствует нормальному.
Субъект приписывает (числовое) значение своим выборам, раскладывая карточки по стопкам в
соответствии с заданной частотой для каждой из них. Возникновение процедуры Q-с. датируется
примерно 1935 г., когда она была практически одновременно и независимо предложена Г. Томсоном и
Уильямом Стефенсоном.
См. также Методика вынужденного выбора
П. ДюБуа
Tabula rasa
Одно из осн. положений филос. и психол. позиции, называемой эмпиризмом, заключается в том,
что источником всех знаний яв-ся чувственный опыт. Противоположную позицию занимают
представители рационализма, утверждающие, что источником знаний — по крайней мере, частично —
яв-ся врожденные идеи или врожденная потенциальная способность к их постижению. Термин Т. r.
(«чистая, неисписанная доска» —
лат.)
представляет собой метафору, используемую сторонниками
эмпиризма для характеристики разума в момент появления ребенка на свет — т. е., разума как пустого
состояния, без к.-л. врожденных идей. Представление этой концепции в трудах Локка оказало огромное
влияние на развитие совр. психологии.
Концепция Т. r. признается далеко не всеми. Во времена Локка ее наиболее активным критиком
был представитель немецкого рационализма Готфрид Вильгельм Лейбниц, утверждавший, что без
врожденной способности к переработке известий из внешнего мира наш разум был бы не в состоянии
получить даже малейших представлений о том, что нас окружает. Отстаиваемая Лейбницем позиция в
наши дни обнаруживается в теориях когнитивного развития таких ученых, как Жан Пиаже и Ноам
Хомский.
Сегодня немногие психологи согласились бы с характеристикой челов. разума как Т. r. в чистом
виде. Даже Локк допускал существование врожденной склонности к приобретению и объединению
знаний. Предметом дискуссии яв-ся не вопрос о существовании в чел. разуме врожденной структуры, а
вопрос о ее природе и масштабах.
Р. Шоу
Z-оценка (Z-score)
Буквой Z
обозначается стандартная оценка, основанная на нормальном распределении. Иначе
говоря, Z-o. яв-ся мерой отклонения от среднего, выраженной в единицах стандартного отклонения.
Если х
нормально распределенная переменная со средним ?
и стандартным отклонением ?,
тогда
x
Z
.
Говорят, что любое значение переменной, преобразованное в Z-o., яв-ся нормированным (т. е.
переведенным в значения другой шкалы, основанной на единичном нормальном распределении со
средним, равным 0, и стандартным отклонением, равным 1). Преимущество стандартизации
(нормирования) несравнимых распределений заключается в том, что эти распределения приводятся к
Hosted by uCoz