Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 1766 
Next page End  

Выученная беспомощность (learned helplessness)
В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми
разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на
животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и его сотрудниками.
Типичный эксперимент такого рода проводился на двух группах животных, обычно собаках. Животные
эксперим. группы жестко закреплялись ремнями в павловском станке и подвергались серии
болезненных ударов электрическим током; контрольная группа животных не подвергалась ударам тока.
В тестовой фазе эксперимента, предполагавшей научение избеганию удара током, собака должна была
прыгать через низкий барьер в раскачивающийся ящик. Животные из контрольной группы быстро
научались избегать удара током, перепрыгивая через барьер, в то время как животные из эксперим.
группы предпочитали просто терпеливо сносить боль, не предпринимая к.-л. попыток спастись от нее.
Полученный опыт привел их в состояние В. б. — отсутствия мотивации реагировать бегством в
ситуации, где существовала реальная возможность спасения.
Решающим фактором в развитии состояния беспомощности, по-видимому, стало то, что самый
первый опыт животного в этом эксперименте был связан с неизбежностью ударов электрическим током.
Селигман усматривал в таком синдроме беспомощности аналогию с этиологией хронической
неудачливости и реактивной депрессии у людей.
В ряде исслед. попытались применить аналогичные эксперим. методики к людям, используя
более слабые аверсивные раздражители. Типичные рез-ты таких исследов. заключались в том, что
группа испытуемых, лишенных к.-л. возможности избежать воздействия аверсивных раздражителей в
предварительной фазе эксперимента, испытывала большие трудности в научении соотв. реакции
избегания в тестовой его фазе (на что указывало большее количество совершаемых ошибок и более
длительное время реакции) по сравнению с группами, к-рые в предварительной фазе могли избегать или
контролировать аверсивные раздражители.
В др. исслед. в тестовой фазе использовались когнитивные задания с целью проверки гипотезы о
том, что беспомощность будет переноситься или распространяться с ситуации одного типа на ситуацию
др. типа. Обычно обнаруживалось (как и предсказывалось на основе предложенного Селигманом
понятия генерализованного мотивационного дефицита), что испытуемые, получавшие в
предварительной фазе эксперимента опыт неотвратимости удара током или воздействия громкого звука,
демонстрировали снижение результативности при решении анаграмм и задач на формирование понятий
по сравнению с испытуемыми, имевшими возможность в предварительной фазе уклоняться от
аверсивных раздражителей или контролировать их подачу.
В ряде исслед. для проверки парадигмы В. б. в обеих фазах эксперимента — индуцирующей
(предварительной) и тестовой — применяли когнитивные задачи. Как правило, состояние
беспомощности вызывалось при помощи обратной связи, не сопряженной с рез-тами выполнения
испытуемым задания (в данном случае, формирование понятия), в силу чего задание превращалось в
невыполнимое. В сравнении с др. группой испытуемых, получавших в предварительной фазе
разрешимые задачи, или с контрольной группой, испытавшая беспомощность группа демонстрировала
снижение результативности при решении анаграмм в тестовой фазе. Однако в большинстве исслед.
этого типа были получены результаты, к-рые в большей или меньшей степени отклонялись от
первоначальной модели В. б. Селигмана.
Уортмен и Брем утверждают, что при сравнительно мягких условиях индуцирования
беспомощности в экспериментах у испытуемых возникает состояние психол. реактивного
сопротивления, к-рым мотивировано их противодействие любой угрозе потерять контроль над своим
окружением и т. о. приводит не к ухудшению, а к улучшению деятельности. Но если эксперим. условия
беспомощности оказываются более продолжительными или более жесткими, это будет приводить к
восприятию необратимости утраты контроля над ситуацией и подрывать усилия по его восстановлению.
Селигман и его сотрудники модифицировали свою модель В. б., первонач. опиравшуюся на
исслед. животных, включив в нее нек-рые понятия из теории атрибуции. В соответствии с этой
модифицированной моделью, неудачу в избегании аверсивных раздражителей или при решении задачи
на формирование понятий в фазе индуцирования беспомощности испытуемые могут приписывать или
внутренним, или внешним факторам, к-рые, в свою очередь, м. б. постоянными или меняющимися при
переходе от одной ситуации к др.
Если неудачу в предварительной фазе эксперимента испытуемый приписывает действию
неустойчивых факторов, он, скорее всего, возобновит свои усилия при решении новой задачи в
Hosted by uCoz