Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1684 of 1766 
Next page End  

пионером мексиканской психологии. Чавес содействовал проведению образовательной реформы,
которая позволила ему прочитать первый в Мексике курс лекций по психологии.
Чапанис Альфонс / Chapanis, Alphonse (p. 1917). Один из основоположников науки о
человеческих факторах, или эргономики, Чапанис увлекся прикладными исследованиями в процессе
разрешения сложных проблем, с которыми столкнулись пилоты военных самолетов во время Второй
мировой войны.
Челпанов Георгий Иванович / Chelpanov, Ceorgii Ivanovich (1862—1936). С точки зрения
Челпанова головной мозг был всего лишь местонахождением души, содержанием которой и занималась
психология. Согласно его представлениям, душа существовала независимо от материи, но могла быть
изучена и понята с помощью подходящих для этой цели экспериментальных методик.
Чинг Квиченг / Jing, Qicheng (p. 1926). Книги Ченга «Колориметрия» (Colorimetry)
и
«Зрение человека» (Human vision)
были первыми научными монографиями по зрительному
восприятию, вышедшими в Китае. Он также опубликовал ряд работ по психологическому развитию
китайских детей.
Шайи Уорнер / Schaie, K. Warner (p. 1928). Основные научные достижения Шайи связаны с
лонгитюдным исследованием интеллектуального развития взрослых и с теоретическими работами в
области методологии исследований развития.
Шевчук Влодзимеж / Szewczuk, Wlodzimierz L. (p. 1913). Шевчук установил три необходимые
условия любого запоминания. Это — активная позиция, ассоциация с более ранним опытом и
ассоциация с эмоциональными реакциями.
Шелдон Уильям Герберт / Sheldon, William Herbert (1899-1977). Шелдон создал
эмпирическую базу для структурной теории личности, впервые выдвинутой Гиппократом и Галеном.
Шелдон по существу уточнил описанные Кречмером три основные типа телосложения.
Шериф Музафер /
Sherif, Muzafer (1906-1988). Шериф положил начало серии естественных
экспериментов по формированию групп, межгрупповому конфликту и сотрудничеству.
Шеррингтон Чарлз Скотт / Sherrington, Charles Scott (1857— 1952). Шеррингтон опубликовал
работы по цветовому зрению и фликер-эффекту, а также по тактильным и мышечным ощущениям. Он
ввел в употребление термины интероцептор, экстероцептор и проприоцептор.
Шехтер Стэнли / Schachter, Stanley (p. 1922). Шехтер разработал когнитивную теорию эмоций,
в которой обосновал утверждение, что люди не могут отличить одну эмоцию от другой, если они не
имеют хоть какого-то когнитивного указания на то, к чему (кому) относятся их чувства.
Шираи Цун / Shirai, Tsune (p. 1910). Шираи изучал детей и обнаружил, что перенос поведения
у них заметно отличается от переноса поведения у животных, которые ранее служили основными
объектами исследований в этой области.
Шнейдман Эдвин / Shneidman, Edwin S. (р. 1918). Суицидолог и танатолог Шнейдман провел
ряд исследований смерти и самоубийств.
Шопенгауэр Артур /
Schopenhauer, Arthur (1788—1860). Шопенгауэр подчеркивал важность
освобождения души от чувственных оков. Согласно Шопенгауэру, в жизни люди по необходимости
связаны с чувственными вещами, однако конечная цель состоит в том, чтобы возвыситься над
чувствами и погрузиться в покойные глубины нирваны.
Шпрангер Эдуард /
Spranger, Eduard (1882-1963). Шпрангер выделил шесть человеческих
типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от
каких-либо биологических влечений и потребностей.
Шпурцгейм Иоганн Каспар / Spurzheim, Johann Kaspar (1776— 1832). Френолог Шпурцгейм
установил 37 способностей разума, связав каждую с определенным участком коры головного мозга.
Подразделение им способностей на три типа — умственные, побудительные и витальные —
предвосхитило соматотипы Шелдона.
Штайнер Рудольф /
Steiner, Rudolf (1861—1925). Штайнер основал первую вальдорфскую
школу, на основе которой к настоящему времени развилась крупнейшая в мире система частных
открытых школ. Он учил, что развитие интеллектуальных и духовных способностей человечества
может привести к «духовной науке».
Штекель Вильгельм / Stekel, Wilhelm (1868-1940). Штекель делал акцент на обучающей роли
аналитика и рассматривал терапевтическое отношение как активное партнерство. Он подчеркивал
важность целей пациента и считал, что его следует подводить к различению истинных и ложных целей.
Штумпф Карл /
Stumpf, Carl (1848—1936). «Психология тона» (Tonpsychologie)
Штумпфа —
первая работа по психологии музыки. Одним из наиболее важных аспектов этой работы была теория
Hosted by uCoz