Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 1766 
Next page End  

дисциплина, родительские ролевые модели (гендерно-эротические), пассивность—агрессивность,
функции работы и игры, фрустрационная толерантность и способность к контролю собственных
побуждений. Перекосы в данных сферах ответственны за разные степени деструкции самооценки и
контроля импульсов.
Для аддиктивного индивидуума отношения с окружающими становятся все более болезненными,
сопровождаясь учащением случаев спровоцированного, условного (в наказание) или абсолютного
отвержения. Подросток часто вовлекается в А. п. из-за стремления к бунту. Могут появляться
садомазохистские интеракции. Всегда отмечается высокая степень нарциссизма и переход от
преувеличения собственных достоинств к самоуничижению как защите от реакции общества на
аддиктивную практику. Непросто определить, что возникает сначала — актуальные деструктивные
межличностные отношения и низкая самооценка или аддиктивная практика. В любом случае процесс
поддерживается поляризованными эксцессами в интер- или интраперсональном взаимодействии и
восприятии себя.
Группа сверстников может быть центральным этиологическим фактором в А. п. Потребность
упрочить свое положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует
непредвиденному соскальзыванию в А. п. Чрезмерно пассивные молодые люди в особенности уязвимы
к давлению со стороны сверстников. Аддикция может также быть следствием сильной потребности
подростков в лидерстве среди сверстников, когда не они в состоянии приобрести статус лидера иным
путем. Аддиктивное поведение становится в таком случае формой псевдолидерства. Центральным
провоцирующим фактором А. п. может оказаться неспособность подростка определить, принять и
реализовать в поведении прототипическую для об-ва гендерно-эротическую роль и ценимые в нем
модели сексуального поведения. Неудивительно, что индивидуум втягивается в аддиктивную практику
в тайном сговоре со сверстником, чтобы справиться со страхом, чувством вины или тревоги.
Средства массовой информации могут способствовать А. п., рекламируя аддиктивную практику
как способ достижения успеха или совладания с болью, конфликтами, напряжением, стрессом. Они
часто отражают родительские поляризованные эксцессы, давая противоречивую информ. Информ.
пространство забито сообщениями как о ценности, так и об опасностях, связанных с аддиктивными
агентами и практиками, напр. традиционная реклама, крупным шрифтом оповещающая о радостях
курения и мелким — о том, что сигареты обладают канцерогенным эффектом.
Чтобы понимать и лечить аддикции, мы не должны ограничиваться изучением специфического
агента, а попытаться вникнуть в многофакторную этиологию, динамику и межличностные отношения.
Нужно исследовать А. п., описать и диагностировать. Он связан с общими этиологическими факторами
и психодинамикой и, помимо пациента и агента, всегда предполагает действие других сил. Необходимо
определить специфический аддиктивный комплемент и пусковые механизмы. Процесс имеет
биографическую историю, в которой могут происходить переключения с одной аддикции на другую
или множественные аддикции в разное время. Понимание этих факторов существенно для постановки
диагноза и успешности лечения.
См. также Реабилитация при наркоманиях, Лечение наркомании, Героиновая наркомания
Л. Хэттерер
Адлерианская психология (adlerian psychology)
А. п., известная тж как индивидуальная психология, была создана Альфредом Адлером после его
выхода в 1911 г. из Венского психоаналитического об-ва. Индивидуальная психология часто
неправильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в
действительности она обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.
А. Адлер (1870—1937) был венским офтальмологом, переквалифицировавшимся в
невропатолога, к-рого Фрейд пригласил участвовать в заседаниях руководимого им кружка,
собиравшегося по средам. В 1907 г. Адлер опубликовал работу «Исследование неполноценности
органов и ее психической компенсации», к-рую Фрейд приветствовал как значительный вклад во
фрейдистскую психологию. Хотя понятиям неполноценности органа и компенсации нашлось место и в
более поздней теории Адлера, они больше не рассматриваются как краеугольные камни А. п. В 1908 г.
Адлер выдвинул идею агрессивных инстинктов в качестве дополнения сексуальных инстинктов,
занимавших центральное место в теории Фрейда. Несмотря на то что Фрейд первоначально отверг эту
идею Адлера, позднее (в 1923 г.) он включил концепцию агрессивных инстинктов в состав
психоаналитической теории.
Hosted by uCoz