Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 1766 
Next page End  

Адлер поднялся до ключевых постов Венского психоаналитического об-ва, стал редактором его
журнала и президентом. Этот период ознаменован полемикой Фрейда и Адлера по поводу понятия
«зависть к пенису». Фрейд считал зависть к пенису универсальным желанием женщин. Адлер заменил
его понятием мужского протеста, согласно к-рому женщины хотят иметь равный статус с мужчинами
(что для нек-рых из них означает обладать пенисом) или даже более высокий, в то время как нек-рые
мужчины стремятся к статусу «настоящих» мужчин. После ожесточенных дебатов было проведено
голосование. Проиграв его, Адлер и его сторонники покинули Венское психоаналитическое об-во и
основали собственное Об-во свободных психоаналитических исслед. Вскоре после этого была
опубликована первая книга Адлера «Невротическая конституция».
Во время Первой мировой войны Адлер служил в австрийской армии, и деятельность нового об-
ва была приостановлена. После окончания войны оно возобновило работу под названием Об-во
индивидуальной психологии и учредило свой печатный орган — «Журнал индивидуальной
психологии» (Zeitschrift fur Individualpsychologie). Движение процветало в Вене и др. городах Европы
вплоть до прихода к власти нацистов. В последние 10 лет своей жизни Адлер делил свое время между
Европой и США. Верховной организацией адлерианского движения является Международная
ассоциация индивидуальной психологии. Национальные об-ва существуют в США, Германии,
Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Италии и Великобритании.
Исходные положения
Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:
1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого
конкретного чел. Все его органы и функции рассматриваются с т. зр. обслуживания потребностей чел.
как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей
наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной
ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе
целевых стремлений или тенденций конкретного чел. или на основе его неповторимой траектории
движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к
цели способствует изменению положения чел. с «минуса на плюс».
4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как
реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соотв. выводы.
5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут
создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного чел. «мы должны
быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).
7. А. п. — это соц. психология. Все поведение должно пониматься в рамках соц. среды. Люди
изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле.
А. п. часто характеризуют как теорию поля.
8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность
для людей — заключается в соц. интересе, к-рый многими понимается как переформулирование на
языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и
«Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел.
общежития. Адлер был предшественником совр. экзистенциализма, т. к. придавал особое значение
таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.
9. А. п. можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания
могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие
формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она
функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к
категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.
Теория личности
Дитя чел. — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы
выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные
заключения. Семья является первичной соц. средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней.
Каждый ребенок хочет быть связанным с др. людьми, быть значимым для них, считать их своими и
считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой соц. среде. Восприятие детьми своего
Hosted by uCoz