Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 1766 
Next page End  

б. в том виде, как она применяется в психологии, состоит в утверждении, что соц. поддержка служит
защитой от стресса, вызывающего психол./физиолог. расстройство или болезнь.
При проведении исслед. с целью проверки Г. б. возникает ряд проблем. Одна из них связана с
измерением изучаемых переменных, стресса, соц. поддержки и наблюдаемого исхода. Психол, стресс
часто оценивается на основе отчета человека о происшедших в его жизни за последние неск. месяцев
важных событиях, таких как изменения на работе или в семейных отношениях, к-рым затем
приписываются весовые коэффициенты с тем, чтобы можно было получить суммарный показатель
стресса. Реже используется такая мера стресса, как оценка «мелочей жизни», в качестве примера к-рых
можно назвать рутинную домашнюю работу или застревание в дорожных пробках. Соц. поддержка
измеряется трояким образом: а) членство в соц. сети (часто наз. соц. интеграцией), напр. семейная
жизнь, членство в клубе, посещение церкви; б) воспринимаемая соц. поддержка, напр., когда в
самоотчете отмечаются люди, с к-рыми можно поговорить о проблемах и к-рые, в случае
необходимости, могут оказать материальную помощь; в) поддерживающее поведение, напр. оказание
помощи нуждающемуся в ней человеку, оцениваемое по отчетам или наблюдениям. Первые два метода
получили наибольшее внимание исследователей. Наблюдаемый исход, или зависимые переменные, —
это состояние здоровья либо соматические и психол. расстройства, такие как депрессия, выздоровление
после хирургической операции, отказ от курения, развитие рака или симптомов СПИДа у
инфицированных людей.
В исслед. с использованием первых двух мер соц. поддержки были получены положительные
результаты. Шелдон Коэн пришел к следующему заключению: «Эпидемиологические данные о роли
соц. интеграции в динамике показателей заболеваемости и смертности ясно показали, что соц. среда
играет важную роль в сохранении здоровья и благополучия, ... [а] при использовании такой меры, как
воспринимаемая доступность соц. поддержки, эти эффекты достоверно обнаруживаются при
предсказании психол. и соматических симптомов».
Помимо этих, в целом положительных, выводов необходимо получить ответы на целый ряд
теорет. и методологических вопросов. Так, спорным остается вопрос о том, являются ли полученные
данные следствием главных эффектов или эффектов буферизации. Действительно ли соц. поддержка
является истинным эффектом буферизации, влияние к-рого целиком обусловлено наличием стресса и не
обнаруживается при его отсутствии? Др. спорный вопрос из того же ряда касается места соц.
поддержки в цепи сложных причинно-следственных связей, как видно на примере теорий стресс-
диатеза в области психопатологии (diathesis-stress theories of psychopathology). Диатез относится к
группе предрасположенностей к расстройству вследствие биолог. или связанных с ранним опытом
причин. Соц. «поддержка» и ее «отсутствие» взаимодействуют с др. переменными на протяжении
жизненного цикла.
Объединение мн. возможных переменных в одну модель, объясняющую пути и причины
действия соц. поддержки, проясняет Г. б. Коэн предложил транзактную модель, учитывающую осн.
представления о соц. сетях, стрессовых событиях, факторах личности, включ. воспринимаемую соц.
поддержку, оценку стресса и поддерживающее поведение, к-рые в конечном счете влияют на развитие
расстройства. Коэн отмечает, что одна особенность личности, по-видимому, особо заслуживает того,
чтобы включить ее в модель дополнительно к соц. поддержке, и эта особенность — чувство
интернализованного контроля, или самоэффективность. Стили совладания представляют собой др.
психол. переменные, к-рые необходимо включить в единую теорию связи между стрессом и
расстройством, охватывающую Г. б. В более широком масштабе потенциальным буфером против
стресса является общественное окружение (community settings), в к-ром живут люди.
См. также Адаптация, Когнитивная сложность, Совладание, Средовой стресс, Общий
адаптационный синдром, Психология здоровья, Локус контроля, Перцептивные искажения,
Интеграция личности, Стресс, Последствия стресса
Н. Д. Сандберг
Гипотетико-дедуктивное мышление (hypothetical-deductive reasoning)
Эта модель психол. исслед. более точно наз. гипотетико-дедуктивным методом и связывается с
именем К. Л. Халла. Такой метод сочетает в себе формулирование гипотез из наблюдения или
эксперимента (индукция) с выработкой более широких постулатов, из к-рых могут быть выведены
новые предсказания (дедукция). Эти предсказания могут впоследствии подвергаться проверке, что
вновь требует эмпирических исслед. В осн. работах Халла отражается его убежденность в том, что
Hosted by uCoz