Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 1766 
Next page End  

направления групп встреч используют специально разраб. упражнения для активации групп. процесса.
Др. подходы к Г. п. включают арт-, танц-терапию, группы двигательной терапии, тематически
центрированное взаимодействие и группы, цель к-рых — развитие определенных навыков. Существуют
различные группы самопомощи, оказывающие терапевтическое воздействие в дополнение к более
традиционным терапевтическим группам.
В последние годы стала популярной группа «марафона». Сеанс такой Г. п. длится в течение
продолжительных периодов времени, что приводит к усталости, слому механизмов психол. защиты и
интенсивному межличностному взаимодействию.
Терапевт выполняет разные функции в группе: оказание помощи в участии, взаимодействии и
решении проблем; фокусирование разговора; эмоциональная поддержка отдельных членов группы;
посредничество между членами группы, находящимися в конфликте; обеспечение формулирования и
поддержания правил группового взаимодействия. Трудность понимания и поддержания групп.
процесса, учета эмоционального состояния каждого члена группы требует от лидера группы хорошей
подготовки, эмпатии и компетентности.
В Г. п. существуют специфические этические проблемы. Члены группы не связаны теми же
самыми этическими ограничениями, что и профессионалы. Поэтому групп. психотерапевты должны, в
частности, стремиться к установлению четких стандартов конфиденциальности во взаимодействии
членов группы между собой.
См. также Групповое консультирование, Человеческий потенциал, Механизмы групповой
психотерапии
Т. С. Беннетт
Групповая работа (team performance)
Качество Г. р. зависит от компетентности и мотивации группы. Компетентность группы зависит
не только от индивидуальных навыков и способностей включенных в нее лиц, но и от распределения в
группе наличного потенциала каждого ее члена, распределения ролевых заданий и организации
согласованного распределения ролей и индивидуальных возможностей. Б. М. Басс предложил модель,
устанавливающую причинные связи Г. р. с различными характеристиками группы, ее членов и
происходящих в ней процессов. Нек-рые из наиболее важных причинных связей позволяют сделать
полезные обобщения в отношении того, что обусловливает динамику группы и способствует ее
эффективной работе.
Именно процессы взаимодействия определяют то, как выполнение заданий отдельными членами
группы способствует выполнению групп. задания. Исслед. 224 команд управленцев, проведенное
Бассом и его коллегами, убедительно показало, что согласованность взаимодействия ведет к
эффективности Г. р., тогда как нарушение процессов взаимодействия снижает эффективность группы.
В случае аддитивных задач, таких как «мозговой штурм», лучшие рез-ты, с т. зр. их количества и
качества, получают в том случае, когда объединяют идеи отдельных людей, работающих в одиночку,
нежели тогда, когда те же люди осуществляют «мозговой штурм» в группах. Однако в случае
дизъюнктивных задач (заданий, рез-том выполнения к-рых является к.-л. единственный групп.
продукт), особенно если они сложные, вероятен эффект совместной деятельности. Групп. рез-т будет
превосходить рез-т деятельности среднего члена группы, хотя необязательно будет столь же хорошим,
как рез-т ее лучшего члена.
Мн. исслед. показывают, что группы, члены к-рых придерживаются разных систем ценностей,
различаются по интересам, способностям и заботам, проявляют более выраженную конфликтность и
креативность в процессе взаимодействия, чем однородные группы. Др. факторами, влияющими на
процессы внутригруппового взаимодействия, являются численность группы и соответствие внутри
группы статуса, авторитета и способностей у каждого ее члена.
Условия, в к-рые поставлена рабочая группа, определяют ее характерные особенности. Напр.,
высшая инстанция может строго определить роль каждого члена рабочей группы, так что все будут
находиться в равном положении, но при этом пользоваться предназначенными только для них
источниками информ., необходимыми для выполнения общего задания. Условия, в к-рых приходится
работать группе, могут тж оказывать непосредственное влияние на процессы взаимодействия. Так,
необходимость выполнить более трудное задание может привести к более частым совместным
консультациям.
Рез-ты Г. р. в виде обратной связи влияют на условия работы группы. Группа будет испытывать
Hosted by uCoz