Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 1766 
Next page End  

внедривший методы, известные под названием активной групп. терапии. Его методы создавались в ходе
работы с соц. дезадаптированными детьми. В Чикаго Рудольф Дрейкурс в работе с семейными
группами и детьми применял адлерианские принципы. Карл Роджерс и его клиент-центрированный,
или феноменологический, подход способствовали популяризации групп. работы. Нехватка адекватно
подготовленного персонала и огромная потребность в восстановительной и поддерживающей терапии
ускорили приспособление роджерианских принципов к групп. работе с ветеранами.
Хотя практики и пытались уточнить содержание терминов «руководство» и «групп.
консультирование», полемика по этому поводу обострилась до предела, так как авторы продолжали
настаивать на том, что консультирование — сугубо личный процесс и должно проводиться
индивидуально. Профессионализм школьных консультантов, консультантов, работающих в
общественных организациях и занимающихся частной практикой, повысила доверие к методам Г. к.
Признанию жизнеспособности Г. к. тж способствовала деятельность Движения за человеческий
потенциал и таких профессиональных орг-ий консультантов, как Американская ассоц. управления
персоналом и Американская психол. ассоц. Каждая из этих крупных орг-ий имеет этические кодексы,
связанные с областью именно групп. работы.
Газда, Дункан и Сиссон разъясняют отличительные признаки разнообразных групп. методов:
«Руководство группой и отдельные группы видов челов. потенциала характеризуются как
преимущественно профилактические по назначению; Г. к., Т-группы, группы сензитивности, группы
встреч... — как частично профилактические, вызывающие рост и коррективные по назначению; групп.
психотерапия — как лечебная по назначению. Круг клиентов, их психич. и физ. здоровье, рабочая
обстановка, величина группы, продолжительность сеансов и длительность курса соответственно
отражаются в особом значении или назначении каждого из этих трех явно различающихся
группирований.»
Кори и Кори предлагают трактовку Г. к., принятую в совр. практике:
«Г. к. часто фокусируется на проблеме определенного рода — образовательной,
профессиональной, соц. или личной — и нередко проводится в общественных учреждениях, таких как
школы, учреждения по вопросам психич. здоровья и различные агентства по оказанию услуг
населению. Г. к. обычно отличается от групп. терапии тем, что имеет дело с сознаваемыми проблемами,
нацелено не на серьезное изменение личности, а на разрешение конкретных текущих затруднений и не
связано с лечением невротических или психотических расстройств.»
Ялом анализирует целительные факторы (как он их называет), действующие в групп. терапии
любого типа. В этих разнородных факторах нетрудно заметить ист. влияния, связанные с руководством
группами, групп. динамикой и психотерапией.
«Снабжение информацией. Эта функция охватывает осуществляемое консультантом
дидактическое инструктирование, а также советы, подсказки или прямое наставление, предлагаемые
консультантом или др. членами группы для решении жизненных проблем.
Вселение надежды. Доказано, что выраженные ожидания успеха и вера в данный метод у
потенциальных членов группы связаны с положительными рез-тами работы в группах.
Универсальность. Участие в работе группы часто помогает людям понять, что они не одиноки в
своих переживаниях, что их проблемы, казавшиеся «уникальными», оказываются не столь уж редкими.
Это знание часто приносит чувство облегчения.
Альтруизм. Члены группы оказывают друг другу существенную помощь, предлагая поддержку и
утешение, давая советы и высказывая догадки, делясь друг с другом похожими проблемами. Членам
группы важно осознать, что они способны к взаимопомощи.
Корректирующая рекапитуляция первичной семейной группы. Группы имеют сходство с
семьями в неск. важных отношениях. Мн. члены групп получают неудовлетворительный опыт в своих
первичных семьях, а группа дает возможность проработать и реструктурировать важные семейные
взаимоотношения, создавая атмосферу поддержки.
Развитие способов социализации. Хотя применяемые в разных видах групп методы могут сильно
различаться (от непосредственного, практического овладения навыком до овладения им косвенным
путем), соц. научение имеет место во всех группах. Развитие осн. соц. умений или навыков
межличностного взаимодействия — рез-т процесса Г. к., достижению к-рого способствует обратная
связь между членами группы.
Инициация поведения. Один член группы часто наблюдает, как др. член группы работает с
аналогичной проблемой. Благодаря «замещающей» терапии «наблюдатель» может включить в свой
репертуар или опробовать новые для себя образцы поведения, предлагаемые или моделируемые
Hosted by uCoz