Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 1766 
Next page End  

Цель терапии — помочь членам группы усвоить более рациональную философию жизни, вести
себя более разумно и, следовательно, жить более полной жизнью. Основное отличие РЭТ-групп
заключается в домашних заданиях, к-рые выполняются за пределами группы, что обеспечивает
непрерывность процесса прогрессивных изменений. В этой модели интенсивно используются методики
поведенческой терапии.
К др. теор. подходам, получившим нек-рое признание, однако имеющим более узкую область
применения, можно отнести психоаналитическую модель, модель терапии реальностью, модель
поведенческой терапии, развивающий подход и эклектическую модель развития челов. ресурсов.
См. также Консультирование, Групповая динамика, Групповая психотерапия
Р. К. Берг
Групповое решение проблем (group problem solving)
Сравнение индивидуального и Г. р. п. — один из центральных вопросов групп. динамики, и
большинство работ, посвященных Г. р. п., концентрировалось на таком сравнении. Выявляя различия
между процессом решения проблемы людьми, работающими в одиночку, и людьми, работающими в
составе групп, психолог может пролить немало света на концептуальные модели функционирования
групп. Кроме того, большая часть работы в нашем мире происходит в условиях группы. Это означает,
что пед., организационные и соц. психологи, наряду с др., должны активно изучать сравнительную
эффективность групп. и индивидуального способов решения проблем, и если для решения проблем
необходима группа, они должны разраб. способы максимизации групп. продуктивности.
При сравнении абсолютной продуктивности решения проблем группами и работающими в
одиночку людьми почти всегда обнаруживается превосходство групп. Но если эти совокупные усилия
группы измерять, используя такие процедуры, как сравнение затраченных человеко-часов, картина
оказывается гораздо более сложной. Иногда группа затрачивает больше совокупных усилий, чем
работающий в одиночку чел., а иногда — меньше. Когда главными считаются денежные или
личностные ресурсы, возникает необходимость в выявлении как тех условий и обстоятельств, при к-рых
групп. процесс будет повышать индивидуальные усилия, так и тех, при к-рых групп. процесс будет их
снижать.
Вопрос о превосходстве индивидуального или Г. р. п. можно рассматривать в контексте
контраргументов «производственных потерь» и «производственных выигрышей», имеющих место в
группах. А. Стейнер определил «производственные потери» в единицах разности между потенциальной
групп. продуктивностью и фактической групп. продуктивностью как следствием несовершенства групп.
процесса.
Существуют характеристики группы, снижающие эффективность решения. К факторам
«производственных потерь» относятся потери во времени, когда группа не признает найденного кем-то
(из ее членов) способа решения; нежелание нек-рых членов группы целиком отдаваться групп. работе;
снижение индивидуальных усилий членов группы в рез-те групп. опыта. Мн. соц. психологи признают
неизбежность «производственных потерь» при Г. р. п., но существуют тж исслед., к-рые указывают на
«производственные выигрыши» как рез-т групп. опыта. Групп. взаимодействие может способствовать
усилению групп. продуктивности при подходящем составе группы, соответствующих групп. нормах и
правильной постановке групп. задачи. Хилл указывает на то, что в ситуации Г. р. п., вероятно, всегда
имеют место и «производственные выигрыши» и «производственные потери». Лафлин и Адамопулос
показали, что члены группы не только обучают друг друга в процессе групп. деятельности, но что
происходящее при групп. работе научение переносится на последующее поведение, относящееся к
индивидуальному решению проблем. Таким образом, долгосрочный подход часто диктует выбор групп.
модели решения проблем, т. к., несмотря на связанные с ней кратковременные «производственные
потери», она играет важную обучающую роль.
Одним из важнейших факторов, относящихся к сравнительной эффективности групп в решении
проблем, является роль «лучшего в группе». Часто «лучший в группе», по существу, решает проблему, а
др. оказываются просто зрителями. Если бы такого лучшего члена группы можно было определить
заранее, возможно, следующим наиболее мудрым шагом стало бы сведение к минимуму всего, что
может отвлечь этого чел. от решения проблемы, напр. ликвидация групп. ситуации и использование
способностей оставшихся членов группы по-иному.
Существуют ситуации, в к-рых групп. продуктивность оказывается ниже продуктивности
«лучшего в группе». Это задачи, требующие, чтобы группа объединила неск. шагов на пути к их
Hosted by uCoz