Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 1766 
Next page End  

они продемонстрировали, что длина саккад и продолжительность фиксации зависят от типографских
параметров, контекста и трудности самого текста. Значение придавалось большей специфичности тех
частей слов, на к-рых заканчивались Д. г., и приспособляемости Д. г. к изменению динамических
отношений между предложениями в отрывках текста, в зависимости от способностей читающего к
когнитивной обработке информ. (напр., в зависимости от субъективной важности того или иного
участка текста). За прошедшее время появились более удобные средства регистрации Д. г., в том числе
имеется возможность делать это незаметно для испытуемого. Это позволяет точнее оценить
естественное поведение с минимальными ошибками. Регистрация Д. г. применяется при изучении
поведения водителей, пилотов, наблюдающих за показаниями приборов и земными объектами,
проявлений психопатологии и недостаточной специфической обучаемости, а тж во множестве др.
областей исслед.
На протяжении почти 100 лет внимание экспериментаторов было направлено на доказательство
правильности одного из четырех предположений о целях Д. г. Во-первых, благодаря Д. г.
осуществляется функция зрения: в их отсутствие рецепторы адаптируются и зрительные сцены
становятся менее яркими. Во-вторых, Д. г. и фиксации взгляда играют роль в восприятии зрительных
образов: по-видимому, они реализуют психомоторную программу, имеющую прямое отношение к
рассматриваемой сцене или картине. В-третьих, Д. г. и фиксации взгляда м. б. подчинены восприятию:
поскольку фиксации происходят на тех участках зрительного поля, к-рые наиболее информативны,
напр. на контурах, объектах и затенении, предполагается, что общее семантическое содержание задает
паттерн Д. г. В-четвертых, последовательность Д. г. может служить средством кодирования, хранения и
последующего реконструирования промежуточных ретинальных изображений деталей, обнаруженных
на картине или в сцене: каждый индивидуум имеет собственный уникальный паттерн Д. г., к-рый
отражает его интерпретацию данной сцены. Не исключена возможность, что каждая из этих
альтернатив верна в тот или иной момент времени.
См. также Биологические ритмы
Д. Ф. Фишер
Двойная связь (double bind)
Понятие Д. с. характеризует устойчивый стиль коммуникации, ставящий ее жертву в тяжелое,
мучительное и «безнадежное» положение. Это происходит потому, что, во-первых, на разных уровнях
коммуникации предъявляются различные, противоречащие друг другу требования, а во-вторых, жертва
лишена возможности выражать свое отношение к Д. с. или самоустраниться от взаимодействия.
Поскольку впервые Д. с. была выявлена во взаимоотношениях взрослых, больных шизофренией, со
своими семьями, считалось, что она имеет причинно-следственную связь с шизофренией, лишая
больных способности получать в результате коммуникации ясные по смыслу сообщения и принимать
участие в соц. взаимодействиях.
Группа клиницистов и ученых под руководством Бейтсона впервые применила теорию
коммуникации в области охраны психич. здоровья, в частности для семейной психотер. Данная работа
подтвердила наличие процессов гомеостаза и поддержания стабильности, действующих как в рамках
семьи, так и во внутренней среде индивидуума, регулирующих функционирование и способствующих
сохранению их жизнеспособности. В семьях эту функцию выполняет коммуникация.
Один единственный сложный коммуникативный акт может содержать множество сообщений,
относящихся к различным логическим типам, по Бертрану Расселу, и часто включает разные
модальности, к-рые могут противоречить друг другу или подкреплять друг друга. Агрессивный смысл
сообщения можно смягчить, напр., соотв. движениями, позой или тоном, выражающими, что «все
происходящее — шутка». Более того, смысл сообщения может сильно зависеть от окружающей
обстановки или опыта прошлого взаимодействия участников коммуникации.
Коммуникационный подход подразумевает, что каждое вступление сторон в коммуникацию
включает сообщение, предлагающее или подтверждающее тот или иной характер взаимодействия, а тж
ответное сообщение, в к-ром данный характер взаимодействия может быть принят, модифицирован или
отвергнут. Яростные перепалки подростков со своими родителями зачастую не имеют ничего общего с
явным содержанием спора, а скорее отражают происходящие в их отношениях изменения, с к-рыми не
согласна та или др. сторона.
Способность расшифровывать смысл коммуникативных актов требует специального научения,
зачастую невербального, особенно при наличии явных противоречий между уровнями
Hosted by uCoz