Navigation bar
  Print document Start Previous page
 270 of 1766 
Next page End  

Методы исследования в детской психологии
С того времени, когда Д. п. была представлена «детскими биографиями», ее теория и методы
достигли значительного прогресса. Если дело касалось возрастных изменений к.-л. черты или
поведения, для их изучения использовались два подхода. При лонгитюдном подходе исследователи
наблюдают одних и тех же испытуемых на протяжении интересующего их отрезка времени и отмечают
происходящие с возрастом изменения. При применении метода поперечных срезов исследователь
производит замеры у испытуемых разного возраста. У каждого из этих подходов свои преимущества и
ограничения. Нек-рые авторы предложили использовать комбинацию этих двух подходов в качестве
более действенного метода, обладающего меньшим количеством недостатков.
В Д. п. использовалось и используется множество конкретных методов исслед., в т. ч. анкеты,
интервью, различные виды оценок (даваемых учителями, сверстниками и родителями), наблюдение,
проективные методики, тесты личности и интеллекта и эксперименты.
Спорные вопросы психологии развития
Противоположные взгляды на ребенка как на субъекта действий или объект воздействий
продолжают оставаться в Д. п. предметом острых разногласий и барьером, разделяющим теоретиков и
экспериментаторов. Важным аспектом для детских психологов яв-ся тж относительное влияние на
поведение ребенка средовых и генетических факторов. Наконец, детские психологи расходятся в
отношении важности выделения стадий развития: одни теоретики понимают развитие как прохождение
дискретных стадий, тогда как др. предполагают непрерывное развертывание личности и поведения с
возрастом.
См. также Стадии развития поведения ребенка, Развитие в раннем детстве, Развитие
младенца, Неонатальное развитие
Дж. П. Мак-Кинни
Детские психозы (childhood psychoses)
Д. п. представляют собой смешанную группу тяжелых расстройств с грубыми отклонениями от
ожидаемых соц. и интеллектуальных возрастных норм. Детский аутизм и детская шизофрения — два
наиболее распространенных психотических расстройства детского возраста.
Почти каждый аспект проблемы психозов детского возраста — от названий и критериев
определения до интерпретации механизмов и тактики лечения — отмечен разногласиями. Несмотря на
существующие противоречия, проявления психотических расстройств всеми описываются как
«глубокие», «всепроникающие» и «тяжелые». Не подвергается тж сомнению, что эти заболевания
длятся на протяжении всей жизни, хотя небольшой процент больных и демонстрирует существенные
улучшения. Неблагоприятные исходы болезни связывают с низкими (соотв. умственной отсталости)
показателями теста интеллекта, проводимого во время постановки диагноза, отсутствием речевых
навыков до 5-летнего возраста, проявлением признаков психоза в возрасте до 10 лет и обнаружением у
детей интроверсии, робости и заторможенности еще до появления трудностей.
Симптомы аутизма и детской шизофрении в значительной мере перекрывают друг друга. Группа
британских психиатров предложила девять признаков, характеризующих эти и др. формы Д. п.:
1. Серьезные устойчивые нарушения межличностных отношений. Они приобретают форму
ухода в себя при аутизме и обсессивной привязанности (часто к матери) при детской шизофрении.
2. Видимое отсутствие сознания личной идентичности, проявляющееся в гротескных позах и
нанесении себе увечий.
3. Повышенный интерес к неодушевленным объектам и необычные действия с ними, часто без
понимания их обычной функции.
4. Крайнее сопротивление к переменам любого рода и ритуалы, направленные на поддержание
однообразия.
5. Патологическое восприятие, приводящее к преувеличенным, дефицитарным или
непредсказуемым реакциям на сенсорную стимуляцию. У мн. пациентов имеются нарушения
концентрации внимания и отсутствие реакций на окружающую обстановку.
6. Повышенная, острая, неадекватная тревога; в нек-рых случаях — панический страх обычных
предметов домашнего обихода.
7. Тяжелые нарушения речи — обычно потеря или задержка развития речевых навыков. Речь
нек-рых пациентов неадекватна, напр. они неправильно используют местоимения или не пользуются
флексиями.
Hosted by uCoz