Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 1766 
Next page End  

Б. Дискинетические церебральные параличи имеют следствием снижение произвольной
деятельности в рез-те неконтролируемых и бесцельных движений, к-рые исчезают только во время сна.
В. Атаксический церебральный паралич связан со статическим очагом поражения мозжечка или
его проводящих путей. Страдающие им дети ходят, широко расставив ноги, и испытывают трудности,
когда необходимо резко повернуться или выполнить ряд быстро повторяющихся движений. Этот тип
паралича имеет наилучший прогноз функциональных улучшений.
Г. Смешанные формы могут обнаруживать клинические проявления более чем одного типа.
Лечение
Лечебный подход варьируется в зависимости от возраста ребенка, типа и тяжести поражения,
наличия или отсутствия припадков и сохранности интеллекта. Двигательные расстройства можно в
определенной степени смягчить. Развитию контрактур у детей со спастическими формами ДЦП можно
препятствовать, используя как хирургические, так и нехирургические средства. Врач-физиотерапевт
способен добиться хороших рез-тов, возвращая эластичность отвердевшим сухожилиям посредством
пассивных и активных упражнений и применения специальных механических устройств.
См. также Повреждения головного мозга, Нервно-мышечные расстройства, Нейропсихология
Р. Т. Джубилато
Дзэн-буддизм (zen-buddhism)
Дзэн (медитация, школа Махдидны (Mahdydna), Северный буддизм) стал известен на Западе в
первое десятилетие после Второй мировой войны. Его парадоксальные учеб. задачи (коаны) поставили
в тупик и заинтриговали зап. ученых. Открыто признаваемая цель этих задач — завести отвлеченное,
логическое мышление в тупик (или вызвать его остановку) и ввести учеников в состояние
непосредственного восприятия своей неповторимой эссенциальной природы. Буддизм возник из
проповедей индийского мудреца, Гаутамы Сиддхартхи, к-рого люди называли Буддой
(«Ясновидящим») как воплощение высшей мудрости и добродетели.
Будда учил, что страдание и неудовлетворенность — неотъемлемые элементы состояния
человека, что все явления постоянно изменяются и что никто не обладает обособленным и неизменным
Я. Игнорирование этих «признаков бытия» приводит к тщетным попыткам удержать ускользающие
явления («видимость»), что приносит страдания. Мудрость, заключающаяся в отказе от этих попыток и
являющаяся следствием ясного восприятия, уменьшает страдания. Будда учил методу, названному «8-
членным путем благородных», как средству достижения этой цели. Он состоит в практике правильно
понимать, ставить цели, говорить, поступать, добывать средства к жизни, делать усилия, осознавать
происходящее и концентрироваться. По поводу существования Бога Гаутама отказался высказать свое
мнение, заявив, что это «вопрос, не приносящий дохода» («unprofitable question»).
Буддизм вобрал в себя более древнюю индийскую концепцию кармы (в самом общем и широком
смысле это слово означает «причину и следствие»), в к-рой особое внимание уделяется ответственности
чел. за его деяния и принятию их последствий. Есть в нем и учение о возрождении (rebirth). Понятие
возрождения интерпретировалось по-разному и относилось либо к процессу изменения, происходящему
от момента к моменту, либо к изменению, происходящему на протяжении череды жизней. Буддизм не
предполагает веры в существование «сущего» или «души», но утверждает, что импульс
нереализованных желаний дает начало др. явлениям — следствиям таких желаний. В Индии
возрождение сравнивали с зажиганием одной свечи от пламени другой: пламя второй свечи нельзя
назвать тождественным пламени первой, но и сказать, что два пламени совершенно разные, тоже
нельзя. Вопреки распространенному на Западе мнению, в буддизме возрождение считается
нежелательным, т. к. оно реактивирует тягостную цепь страданий. Д.-б. разделяет эти базовые
принципы буддизма, но подчеркивает необходимость жить как Бодхисаттва, или личность, бескорыстно
посвятившая свою жизнь служению другим и помогающая им продвигаться по пути к Просветлению.
Можно с уверенностью сказать, что Д.-б. в том виде, в каком он известен сегодня, имеет много
общего с китайским даосизмом. Дюмолен показал, что учения даосизма связаны с неск. рукописями
сутр Махдидны (Mahdydna sutra), в к-рых большое внимание уделено тождественности формы и
пустоты.
Благодаря деятельности буддистов-миссионеров Д.-б. внес важный созидательный вклад в
становление культуры Китая, Кореи, Манчжурии, Вьетнама и Японии. Сказанное прежде всего
относится к Японии, где Д.-б. повлиял не только на подготовку воинов, правителей, поэтов,
архитекторов, мастеров чайной церемонии, икебаны и каллиграфии, но и на развитие таких видов
Hosted by uCoz