Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 1766 
Next page End  

последствие, от к-рого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания
использовать вместо этого доказательную (demonstrative)
форму мышления. Доказательное мышление
исходит из «первичных и истинных» предпосылок, т. е. из таких предпосылок, к-рые не подлежат
исслед. через диалектическое противопоставление.
Доказательное мышление укрепилось в зап. философии, в к-рую оно проникло через английский
эмпиризм. Совр. кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на
доказательные концепции значения (meaning) и рассуждения (reasoning). Развитие математики в новое
время привело к тому, что мат. объяснения оттеснили Д. на задний план. Математика наживает капитал
на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых
доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде
всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций
разума. По Канту, чел. способен путем рассуждения прийти к противоположности нек-рых данностей,
достигая тем самым трансцендентальной способности и «рефлектирующего» интеллекта, к-рые
придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек
«разрешает» противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся
перед ним возможных значений.
Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоан. при
конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал
состоятельность Д. в том, что касается понимания природы чел. Более совр. теории в экзистенциальной
традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, тж проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих
поздних работах (напр. «Структурализм») подчеркивал важность Д. в его понятии формальных
операций.
Ричлак полагает, что совр. психология должна воскресить Д., если хочет создать действительно
полную картину челов. опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции
в своих оригинальных теориях развития. Тж отмечается быстрый рост числа эмпирических исслед.
социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции.
Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том,
что составляет основу челов. природы.
См. также Усвоение понятий и развитие, Эпистемология, Галилеево и аристотелевское
мышление, Обработка информации
Дж. Ф. Ричлак
Диахронные модели в сравнении с синхронными (diachronic versus synchronic models)
Психол. теории различаются в отношении продолжительности объясняемых ими периодов
активности. Теории, ограничивающиеся объяснением коротких временных циклов, называют
синхронными; они фокусируются на кратковременных действиях, происходящих в данный момент
времени. Теории, охватывающие более продолжительные последовательности действий, называются
диахронными. В строгом формальном смысле такое различие между типами теорий может проводиться
скорее по степени, нежели по существу. Поскольку о любой челов. активности можно сказать, что она
обладает длительностью, теории различаются в отношении пределов расширения рассматриваемой
длительности. Не существует какой-то фиксированной точки, относительно к-рой теорию можно было
бы однозначно классифицировать как синхронную или диахронную. Однако вследствие особого
интеллектуального контекста (ethos), в к-ром это разграничение приобрело широкое употребление в
психологии, этими терминами стали обозначать широко расходящиеся ориентации в отношении
характера челов. активности и в отношении самой науки.
Традиционная эксперим. психология обычно пользовалась теориями синхронного ряда. Т. е.,
преимущественная задача заключалась в том, чтобы уложить протекание явлений в сравнительно
короткие промежутки времени. Наиболее известным примером здесь может служить рефлекторная
дуга.
Во-первых, такое изучение обычно, хотя и не с необходимостью, приводит к использованию
механистических объяснительных понятий. Т. е. для объяснения отношений между наблюдаемыми
паттернами стимулов и реакций используются устойчивые психол. структуры (напр. сети ассоциаций,
схемы, аттитюды) или процессы (напр. ассимиляция и контраст, уменьшение диссонанса, поиск
равновесия). Во-вторых, преимущественной методологией в традиционном синхронном исслед. яв-ся
экспериментирование. Считается, что идеальным методологическим инструментом для прослеживания
Hosted by uCoz