Navigation bar
  Print document Start Previous page
 278 of 1766 
Next page End  

точных связей между стимулом и реакцией яв-ся контролируемый эксперимент. Наконец, для
традиционного синхронного исслед. характерна тенденция к усвоению взгляда на науку, согласно к-
рому челов. активность должна объясняться путем установления причинно-следственных отношений.
Считается, что челов. активность эквивалентна предмету любой др. науки и поэтому поддается
исчерпывающему объяснению в терминах необходимых и достаточных условий, в к-рых появляются
разнообразные виды активности.
Понятие диахронной теории стало служить в качестве своего рода интеллектуального пароля.
Оно в первую очередь сигнализирует об интересе исследователя к кросс-временным паттернам
активности. Однако эта позиция обычно сопровождается критикой традиционных SR и SOR
ориентации. Как утверждается, для индивидуума неестественно реагировать на стимулы, вырываемые
на время из их ист. контекста; само поведение тж нельзя правильно понять без учета его прошлой
истории. То, почему индивидуум реагирует на данный стимул улыбкой, невозможно, с этой т. зр.,
надлежащим образом понять вне рамок той культурной истории, в к-рую вплетены такие события. Эта
форма критики часто сопровождается отрицанием механистических форм объяснения,
экспериментирования как оптимальной методологии и т. зр., что наука должна опираться на логику
установления причинно-следственных отношений.
К наиболее активным защитникам синхронной теории относятся представители психологии
развития — в особенности исповедующие эпигенетический подход к когнитивному развитию. В
качестве альтернативы этим механистическим формам объяснения Овертон и Риз выдвинули
концепцию организмической (organismic)
теории, к-рая рассматривает траектории развития не просто
как историю стимульных условий, в к-рые попадал индивидуум в ходе своей жизни, но скорее как
результат внутренних, генетически обусловленных индивидуальных предрасположенностей к
развитию. Поскольку изменения в различные периоды жизни носят качественный характер,
предпочитаются скорее обсервационные, чем эксперим. методы. Еще более радикальный взгляд
выражается мн. соц. психологами и сторонниками идеи развития на протяжении всей жизни (life-span
development). В частности, К. Герген утверждал, что большинство индивидуальных траекторий не
определяются генетикой. Происходящие со временем изменения целиком зависят от тех правил и
планов, к-рым следуют люди, и от таких правил и планов можно отказаться в любое время. Это мнение,
т. о., восстанавливает возможность волюнтаристских объяснений.
К. Герген
Дилемма заключенного (prisoner's dilemma)
Д. з. — это название интерперсональной игры, широко использовавшейся в исследованиях соц.
психологов, интересовавшихся природой и разрешением соц. конфликта. Под «игрой» в этом смысле
понимается соц. ситуация с принятием взаимозависимых решений, т. е. ситуация, в к-рой благополучие
каждой стороны зависит не столько от того, что делает она сама, сколько от конкретного сочетания
реакций обеих сторон. Д. з. — самая известная в психологии игра с разнородными мотивами. На рис. 1
представлен простой вариант дихотомической игры для двух лиц, в к-ром каждая из двух сторон имеет
по две альтернативы и благополучие каждой стороны зависит от результирующего сочетания выборов.
Рис. 1. Матрица игры
Буквы внутри матрицы игры (или платежной матрицы) обозначают выплаты двум игрокам за
каждое сочетание выборов. Левой буквой в каждой клетке обозначена выплата игроку, чьи варианты
выбора отражены на вертикальной оси (Р); правой буквой в каждой клетке обозначена выплата игроку,
Hosted by uCoz