Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 1766 
Next page End  

животных. При этом часто проводились различия между врожденными и приобретенными драйвами,
первичными и вторичными драйвами, висцерогенными и психогенными драйвами.
В области поведения животных понятие драйва играло важную роль в теории научения Кларка
Л. Халла. Согласно стимульно-реактивной (SR) теории Халла, в процессе научения участвуют такие
мотивационные переменные, как драйвы. Организм обладает первичными, или врожденными,
драйвами, такими как боль и голод, а тж приобретенными, или вторичными, драйвами, такими как
желание денег и страх — последние организм приобретает в процессе своего развития. Несмотря на то
что понятие драйва относится к внутренним процессам, его могли использовать психологи
бихевиористской ориентации, поскольку оно увязывалось со специфическими внешними условиями, к-
рыми манипулировал экспериментатор. Изменения в уровне драйва, вызываемые манипуляциями
экспериментатора, соотносились впоследствии с объективно определяемыми и измеряемыми внешними
реакциями.
Работы Халла продолжили в числе др. исследователей Миллер и Доллард. Они, в частности,
внесли вклад в описание роли приобретенных, вторичных драйвов в челов. поведении. Напр., тревога
рассматривалась как вторичный драйв, осн. на первичном драйве боли. Драйв тревоги имеет важное
значение, поскольку он может быстро приобретаться, превращаясь в мощную мотивирующую силу и
приводя к разнообразию форм реакций, характерных как для нормального, так и для патологического
поведения. Большое внимание Миллер и Доллард уделили взаимосвязи между фрустрацией и
агрессией, а тж значению конфликтов драйвов в клинических феноменах. Так, конфликт
«приближения— избегания» между двумя драйвами рассматривался как базовый ингредиент в развитии
невротического поведения. Доллард и Миллер попытались объединить достижения теории научения,
представленной в работах Халла, с достижениями психоанализа, представленными в работах Фрейда.
Понятием из области мотивации, связанным с понятием драйва и использовавшимся мн.
создателями теорий личности, является понятие потребности. Виднейшим представителем такого
подхода был Курт Левин, к-рый рассматривал все поведение как приводимое в движение состояниями
потребности или напряжения в организме. Как у Халла, потребности м. б. первичными и биологически
детерминированными или вторичными и приобретаться в процессе накопления жизненного опыта.
Левин рассматривал существование потребности как вызывающее напряжение; она являлась силой, к-
рая толкала организм к действиям. Организм представлялся как динамическая система, в к-рой обычно
задействовано множество потребностей. Ассоциируемые с этими потребностями силы обладают
качествами интенсивности, направления и точки приложения.
Функционирование этих сил, по мнению Левина, происходит в динамическом поле, состояние
любой части к-рого зависит от др. его частей и, в свою очередь, само оказывает на них влияние.
Валентность объектов, в сочетании с состояниями потребности или напряжения организма, «тянет»
индивидуума в различных направлениях и подготавливает почву для удовлетворения, фрустрации или
конфликта. Там, где существует множество потребностей и окружающих объектов, организм может
переживать конфликт «приближения—приближения», конфликт «избегания—избегания» или конфликт
«приближения—избегания».
Др. представителем гедонистического взгляда, подчеркивающего роль снижения напряжения,
был Генри Мюррей. Осн. мотивационное понятие в системе Мюррея — потребность. Потребности м. б.
первичными и висцерогенными, или вторичными и психогенными, и репрезентировали силы к
действию. Мюррей проводил различие между потребностями и чертами личности; если черты
определялись в терминах актуального поведения, то потребности представляли собой потенциал к
действию. Мюррей тж уделял внимание роли окружающих объектов, считая что окружение может
определяться в терминах давления, или характеристик, связанных с возможностью удовлетворения
потребности.
Важное, и при этом вполне самостоятельное по отношению к теории драйва, понятие (внешнего)
стимула, или побуждения, формирует вторую подкатегорию гедонистических теорий мотивации. В
теориях побуждений акцент делается на ассоц. стимулов с удовольствием или болью и
целенаправленном стремлении организма достигать разнообразных последствий. Т. о., эти теории яв-ся
гедонистическими, поскольку в них, как и в теориях драйва, акцентируется удовольствие, но в отличие
от большинства теорий драйва, в них делается упор на ориентации организма в направлении будущих
целей или конечных рез-тов. Мак-Дугалл отвергал механистический, рефлекторный, опирающийся на
стимул, взгляд на поведение, подчеркивая значение активных усилий организма в направлении
предвосхищаемых целей, ассоциируемых с удовольствием.
Теории мотивации, делающие акцент на целях, часто подвергались критике за телеологизм.
Hosted by uCoz