Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 1766 
Next page End  

Теории роста, или актуализации
Третий важный подход фокусирует внимание на идее роста, или актуализации. Его
представители — такие психологи, как Андраш Ангьял, Курт Гольдштейн, Абрахам Маслоу и Карл
Роджерс. Объединяющей темой здесь является отрицание утверждения, что вся челов. активность
продиктована стремлением к снижению напряжения. Вместо этого упор делается на активности,
стимулирующейся тенденциями роста или реализации своих способностей, к-рые, в свою очередь,
могут иногда сопровождаться увеличением напряжения. Эти психологи, к-рых часто рассматривают
вместе в контексте движения за челов. потенциал, не отрицают полностью идеи, что определенная
активность может объясняться тенденцией к снижению напряжения. Однако считается, что наиболее
важное и фундаментальное стремление организма направлено на переживание чувства собственной
актуализации и усиления возможностей. Маслоу, напр., предлагает иерархию потребностей,
включающую как биолог. (голод, сон, жажда), так и психол. потребности (самоуважение,
привязанность, принадлежность группе). Когда биолог. потребности оказываются удовлетворены,
начинают доминировать психол. потребности. Однако в действительности психол. потребности могут
даже превосходить по своей важности биолог. В частности, по мнению Роджерса, базисная тенденция
актуализации является единственным мотивом, к-рый необходимо постулировать, и что люди в
наибольшей степени являются людьми, когда их поведением движет этот мотив. Хотя эти теории как
часть движения за челов. потенциал сыграли важную роль в психологии личности и были довольно
популярны в 1960-х и 1970-х гг., понятие актуализации оказалось слишком абстрактным и сложным для
его измерения к.-л. систематическим образом.
Психоаналитическая теория
Наконец, мы можем коснуться специфической теории, к-рая чаще всего связывается с Д. п., а
именно психоаналитической теории. Психоаналитическая теория является динамической в том смысле,
что в ней подчеркивается важная роль половых и агрессивных влечений, а тж дериватов этих влечений,
в челов. поведении. Однако она яв-ся динамической теорией еще и в силу внимания, к-рое в ней
уделяется взаимодействию между влечениями в том виде, как оно отражается в понятиях конфликта,
тревоги, механизмов защиты, катексисов и антикатексисов и компромиссных образований. В
соответствии с таким подходом, одни и те же феномены могут возникать в рез-те различных
комбинаций сил, и незначительный энергетический сдвиг может привести к драматическим изменениям
в характере функционирования всей системы.
Фрейд основывал свою теорию на клинических феноменах, проявлявшихся в поведении его
пациентов, и на принципах совр. ему биолог. науки. Последующие теоретики психоан., такие как
Альфред Адлер и Карл Юнг, отошли от Фрейда из-за разногласий в трактовке фундаментальных
мотивов челов. поведения, хотя большинство продолжало придерживаться Д. п. в смысле системы,
подразумевающей взаимодействие между мотивами или силами. Совсем недавно в этой области начали
предприниматься попытки повторного анализа клинических наблюдений Фрейда и
переформулирования теории в терминах, к-рые бы не были столь метатеоретическими и привязанными
к тому, что сегодня признано устаревшим энергетическим подходом. Вместо прежних понятий
инстинкта, влечения, силы и энергии вводятся в употребление понятия когниции, намерения, смысла и
действия.
Общая теория систем
Рассмотрев различные теории мотивации, мы можем обратиться к наиболее широкому значению
термина «динамический», в том виде, как он трактуется в общей теории систем. Возникшая первонач. в
области биологии и связываемая с именем Людвига фон Берталанфи, общая теория систем представляет
собой попытку сформулировать принципы функционирования, к-рые бы были универсальными для
всех биолог. систем. Система состоит из взаимосвязанных частей или элементов, действие каждого из
к-рых имеет последствия для действий др., наряду с определенными процессами, характеризующими
систему в целом. Общая теория систем проводит различие между открытыми системами, включенными
в процесс непрерывных обменов с внешней средой, и закрытыми системами, не подверженными
влиянию со стороны внешних сил. Вместе с этим тж делается различие между живыми системами,
представляющими собой открытые системы, способные к регенерации и росту, и неживыми системами,
могущими быть как открытыми, так и закрытыми, но неспособными к регенерации или росту.
Определенные понятия и принципы могут оказаться полезными в понимании любых живых
систем. Такие понятия и принципы, в частности, относятся к динамическим аспектам
функционирования организма. Например, понятие обратной связи подчеркивает способность организма
использовать информ., возникающую в рез-те своих собственных действий. С этим понятием напрямую
Hosted by uCoz