Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 1766 
Next page End  

понимают ее причины.
См. также Классная динамика, Ободрение, Школьная адаптация
Л. В. Парадайз
Дифференциальная психология (differential psychology)
Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в
поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к-рые сами
по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более существенно, однако, что Д. п.
представляет собой единственный в своем роде путь к пониманию поведения, ибо отличающий ее
подход состоит в сравнительном анализе поведения при различных биолог. и средовых условиях.
Соотнося наблюдаемые поведенческие различия с известными сопутствующими обстоятельствами,
можно изучать относительный вклад различных переменных в развитие поведения.
Как самостоятельная область психол. науки Д. п. начала оформляться в последней четверти XIX
в. Большой вклад в исслед. индивидуальных различий внес Фрэнсис Гальтон, создав тесты для
измерения сенсомоторных и др. простых функций, собрав обширные данные в разнообразных условиях
тестирования и разработав статистические методы для анализа такого рода данных. Американский
психолог Джеймс Маккин Кеттелл, ученик Вильгельма Вундта, продолжил начатую Гальтоном разраб.
тестов и применил дифференциальный подход в экспериментальной психологии, начавшей
оформляться в самостоятельную область психол. науки.
Первое систематическое описание целей, сферы интересов и методов психологии
индивидуальных различий — статья Альфреда Бине и Виктора Анри «Индивидуальная психология» (La
psychologic individuelle)
появилось в 1895 г. Более полное раскрытие релевантных тем и краткое
изложение накопленных к этому времени данных было сделано в работе Уильяма Штерна,
опубликованной в 1900 г. Термин дифференциальная психология,
впервые появившийся как
подзаголовок его книги, в дальнейшем, при ее переиздании, был включен в название, которое звучало
как «Методологические основы дифференциальной психологии» (Die differentielle psychologie in ihren
methodischen grundlagen). Дальнейший прогресс в изучении индивидуальных и групповых различий
тесно связан с развитием психол. тестирования, а также с достижениями в смежных областях, особенно
в генетике, психологии развития и кросс-культурной психологии, которые внесли существенный вклад
в разработку методологии, накопление фактов и развитие понятий Д. п.
Диапазон и распределение индивидуальных различий
Индивидуальные различия в поведенческих характеристиках присущи не только людям, но и
всем представителям животного мира. Результаты изучения поведения различных животных — от
одноклеточных организмов до человекообразных обезьян — свидетельствуют о том, что разные особи
значительно отличаются друг от друга как по способности к научению, так и в том, что касается
мотивации, эмоциональности и других поддающихся, измерению отличительных особенностей. Эти
различия столь велики, что частичное перекрытие распределений индивидуальных результатов
наблюдается даже при сравнении далеко отстоящих друг от друга биолог. видов.
Хотя в расхожих описаниях людей часто помещают в четко различающиеся категории, напр.
делят их на сообразительных и тупых, возбудимых и спокойных, фактическое измерение любой психол.
черты обнаруживает сильную вариацию индивидов вдоль непрерывной шкалы. Распределения
измерений большинства черт приближаются к колоколообразной нормальной кривой распределения
вероятностей, с наибольшим скоплением случаев около центра диапазона вариации и постепенным
уменьшением числа случаев по мере приближения к его краям. Впервые выведенная математиками в их
исслед. по теории вероятностей, нормальная кривая получается всякий раз, когда на измеряемую
переменную действует большее количество независимых и имеющих одинаковый вес факторов.
Вследствие огромного количества наследственных и средовых факторов, вносящих вклад в развитие
большинства психол. черт, нормальная кривая обычно признается в качестве наиболее подходящей
модели распределения черт, а психол. тесты, как правило, конструируются т. о., чтобы соответствовать
этой модели.
Наследственность и среда
Понятия
Истоки индивидуальных различий в поведенческих характеристиках нужно искать в
бесчисленных взаимодействиях наследственности и среды на протяжении всей жизни чел.
Наследственность каждого чел. состоит из генов, полученных от обоих родителей в момент зачатия.
Hosted by uCoz