Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 1766 
Next page End  

исследователя, на его поведение может повлиять исполнение иных, связанных с ним функций.
При проведении исслед. на младенцах и маленьких детях в одной группе экспериментов
использовался метод парного близнецового контроля (method of co-twin control), суть к-рого
заключается в том, что одного из двух идентичных близнецов активно обучают чему-то, напр.
карабкаться по лестнице, а второй играет роль «контрольной группы». Большинство результатов
свидетельствует о том, что если обучение начато в тот момент, когда ребенок физически готов к нему,
он прогрессирует быстрее, чем в тех случаях, когда обучение начато преждевременно. В др. исслед.
сравнивались дети, воспитывавшиеся в ограниченной среде, напр. в сиротских приютах, и дети,
растущие в более стимулирующей среде. Было установлено, что разительные различия между ними
зависели от объема общения со взрослыми, степени физ. стимуляции и наличия возможностей для
двигательной активности. Есть, однако, свидетельства в пользу того, что соответствующие
образовательные программы, особенно если дети начинают заниматься по ним в раннем возрасте, могут
нейтрализовать отрицательное воздействие подобной обедненной среды на интеллектуальное развитие.
Третий основной подход базируется на статистическом анализе семейного сходства. Была
исследована степень сходства в выполнении тестов способностей и личностных тестов родителями и
детьми, сиблингами, а тж монозиготными и дизиготными близнецами. В общем, чем теснее
наследственная связь, тем более сходными оказываются показатели тестов. По большинству тестов
интеллекта, напр., корреляции монозиготных близнецов приближаются к 0,90, являясь почти столь же
высокими, как корреляции между показателями первичного и вторичного тестирования одних и тех же
лиц. Корреляции дизиготных близнецов группируются около 0,70, а корреляции сиблингов — около
0,50, так же, как корреляции между родителями и детьми. Следует, однако, отметить, что семья — не
только биолог., но и культурная общность. В целом, чем теснее два человека связаны родственными
узами, тем более сходными будут их условия жизни и степень их влияния друг на друга. Специальные
исслед. приемных детей и идентичных близнецов, воспитываемых порознь, позволяют провести
раздельную оценку вкладов наследственности и среды, однако отсутствие в них контроля некоторых
условий не позволяет сделать окончательных выводов.
Природа интеллекта
Структура
Интеллект чаще всего отождествлялся с коэффициентом интеллекта —
IQ, полученным по
стандартизованному тесту интеллекта. Такие тесты отражают — по крайней мере отчасти —
концепцию интеллекта, сложившуюся в той культуре, в которой они разрабатываются. Начало
современному тестированию интеллекта было положено Альфредом Бине, разработавшим тест для
выявления среди школьников умственно отсталых детей. Критериями валидизации тестов интеллекта
нередко служили такие академические критерии, как школьные отметки, учительские рейтинги
учеников по интеллекту, данные переводных и выпускных экзаменов, а также уровень образования. По
содержанию большинство тестов интеллекта являются преимущественно вербальными, с той или иной
степенью охвата арифметических навыков и количественных рассуждений. Однако разные тесты
интеллекта могут выборочно оценивать несколько различающиеся сочетания способностей. Неречевые
тесты и тесты действия, например, часто предъявляют более высокие требования к оперированию
пространственными представлениями, к скорости и точности перцепции, а также к невербальному
рассуждению, чем обычные вербальные тесты.
По мере возрастания участия психологов в профориентационном консультировании и в отборе
персонала для различных организаций пришло осознание потребности в дополнительных тестах для
измерения способностей, не охватываемых традиционными тестами интеллекта. В результате были
разработаны так называемые тесты специальных способностей для отбора людей, способных работать
клерками, механиками, а также обладающих др. способностями, полезными с т. зр. ряда
специальностей. Одновременно с этим проводились фундаментальные исслед. природы интеллекта
методами факторного анализа. По существу, эти методы заключаются в статистическом анализе
интеркорреляций между показателями тестов в целях определения наименьшего числа независимых
факторов, к-рыми можно объяснить данные интеркорреляции. К способностям, или факторам,
выявленным подобным образом, относятся вербальное понимание, беглость речи, арифметические
навыки, количественное рассуждение, перцептивная скорость, оперирование пространственными
образами и понимание механических закономерностей. Сами функции, измеряемые тестами интеллекта,
посредством факторного анализа были разделены на относительно не зависимые друг от друга
вербальные и числовые способности. Эти способности — в сочетании с теми, которые лежат в основе
тестов специальных способностей, — позволяют в настоящее время создать более полную картину чел.
Hosted by uCoz