Navigation bar
  Print document Start Previous page
 319 of 1766 
Next page End  

Гуа появилась в доме в возрасте 7,5 месяцев, когда она была на два месяца младше Дональда. В
таких условиях Гуа приобрела мн. типы челов. поведения: она передвигалась в вертикальном
положении; прыгала; целовалась, прося прощение; ела ложкой; пила из стакана и в определенной
степени контролировала деятельность своего мочевого пузыря и кишечника. Хотя хронологически она
была младше Дональда, Гуа перегнала его в приобретении этих навыков и тж превосходила мальчика
по силе, способности к локализации источника звука и выполнению вербальных команд. Несомненно,
что превосходство Гуа проистекало из более быстрого темпа созревания на первых месяцах жизни. К
концу эксперимента Дональд начал догонять ее во всем, кроме силы, и превзошел Гуа во мн. видах
деятельности, особенно в речевом поведении. Короче говоря, хотя люди очень медленно достигают
зрелости, они обычно намного превышают уровень своих ближайших родственников — приматов.
Следующее исслед. было проведено Кейтом и Кэти Хейз на выращенной в доме самке шимпанзе
по имени Вики. Главной целью эксперимента было научить Вики разговаривать, но в течение 6 лет она
выучила только три слова (папа, мама и чашка). Даже это научение потребовало сложной процедуры, в
ходе к-рой экспериментаторы были вынуждены производить большинство звуков искусственно,
манипулируя губами Вики. Тем не менее, эксперимент на самом деле подтвердил открытие четы
Келлогов о том, что шимпанзе, выращенные в среде людей, приобретают мн. челов. реакции. Напр.,
Вики спонтанно имитировала следующее поведение: манипулировала с пульверизатором, открывала
консервные банки, точила карандаш и накладывала косметику на лицо и губы. Вики могла тж решать
определенные механические задачи после первого же показа, тогда как шимпанзе, живущим в клетке,
требовалось на это гораздо больше времени или они вообще терпели неудачу. К сожалению, Вики
умерла от вирусной инфекции перед тем, как удалось проверить границы попытки «очеловечить» ее.
Третьим грандиозным проектом по исслед. шимпанзе, воспитанных как люди, был эксперимент
четы Гарднеров с молодой самкой шимпанзе по имени Уошо. Поскольку шимпанзе произносят очень
мало звуков (они не обладают анатомическим аппаратом для образования речевых звуков, но в
естественной среде обитания используют очень богатый язык жестов), Аллен и Беатриса Гарднеры из
Ун-та штата Невада попытались обучить Уошо стандартному американскому языку жестов (амслену)
— системе, в к-рой глухие люди используют знаки для обозначения целых слов, а не отдельных букв.
Начиная примерно с годовалого возраста, Уошо воспитывали в ее собственном доме-трейлере на
заднем дворе Гарднеров. Этот трейлер был оснащен всем необходимым домашним скарбом: детской
кроваткой, детским высоким стулом, нагрудниками, мочалками из махровой ткани, зубными щетками,
было предоставлено много возможностей общаться с людьми, в том числе даже с приходящей (по
вечерам) няней (студенткой-старшекурсницей). В присутствии Уошо все общались друг с другом или с
Уошо исключительно на амслене. Уошо ограничивали минимально, ее брали на прогулки во дворе и
иногда даже в дом Гарднеров. С ней часто играли и щекотали ее, часто в процессе обучения амслену.
К концу 22-го месяца эксперимента Уошо могла использовать, по меньшей мере, 30 знаков, а
всего она выучила более 160 знаков. Используемые ею знаки не оставались специфичными для
оригинальных референтов, но переносились на новые и отличающиеся референты (например,
конкретная книга вначале была оригинальным референтом для знака «книга», но позднее любая книга
обозначалась соотв. знаком). Уошо связывала знаки в предложения, состоящие в основном лишь из
двух знаков-слов, как это делают двухлетние дети; спонтанно называла предметы и иногда создавала
новые комбинации знаков. Гарднеры тж сообщили, что она выучила элементарные правила грамматики
примерно на уровне двух-трехлетнего ребенка.
По сообщениям исследователей из Ун-та штата Оклахома, Уошо иногда обучала амслену своих
детенышей. Например, она ставила стул перед своим приемным детенышем и затем делала стандартный
знак «Это» и «Стул». Др. шимпанзе в лаборатории Ун-та штата Оклахома, начавшие учить амслен в
более раннем возрасте, чем Уошо, по-видимому, выучивали знаки гораздо быстрее, чем она. Им не
требовалось, чтобы экспериментаторы общались на этом языке в их присутствии, и к.-л. особенные
усилия по их очеловечиванию.
См. также Сравнительная психология, Поведение приматов
М. Р. Денни
Жизненные события (life events)
Исследователи уже давно стремятся разобраться в том, как человек и его окружение
воздействуют друг на друга, и, в первую очередь, описать и объяснить возрастные особенности
поведения и индивидуальные различия. Одна из таких попыток связана с изучением событий,
Hosted by uCoz