Navigation bar
  Print document Start Previous page
 321 of 1766 
Next page End  

уровнем дохода. На способы воспитания и ухода за детьми тж влияют культурные ценности. Кроме
того, важным фактором является уровень эмоциональной зрелости воспитателя. Родители З. д. зачастую
сами были заброшены, что наводит на предположение о присутствии цикличности в подобном
отношении к детям на протяжении поколений.
Осн. признаками заброшенности являются: частые пропуски занятий или опоздания в школу;
неадекватная одежда или гигиена; наличие синяков или др. травм; высокая враждебность; изоляция от
др. детей; неадекватный медицинский уход; недостаточное питание; частая сонливость; равнодушие
родителей; соц. изоляция родителей; иррациональное или нетипичное поведение родителей.
З. д., как правило, характеризуются либо апатией и безразличием, либо чрезмерной
агрессивностью. Их уровень физ. и интеллектуального развития находится ниже возрастных норм. Они
часто обнаруживают аттитюды беспомощности и поражения, с подозрением относятся к др. и не верят в
себя. При столкновении с жизненными проблемами З. д. склонны переоценивать их трудность и
недооценивать свою собственную способность справляться с этими проблемами с помощью др.
См. также Жестокое обращение с ребенком, Отношения «родитель ребенок»
Р. Р. Копп
Забывание в старости (late-life forgetting)
В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции
свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с
терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти
функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей
обстановке.
Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на
ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции
или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом
старения. Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической
ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или
профессиональное
функционирование) важно определить, является ли она обратимой. Если причина
выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция
может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения. Мюриель Лезак
указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается
дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза
деменции.
Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа
нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная
забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями
памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности
вспомнить их через нек-рое время. Большинство забываемого материала относится к давнему
прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в
состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип
рассеянного профессора. Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается
искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании
недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной
личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением
типов забывчивости. Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и
злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на
едином континууме.
Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением.
В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-
и. работа в этой области и распространение полученных данных. Эта рабочая группа опубликовала
диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти —
СВНП (аде-associated memory impairment, AAMI). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на
нарушения памяти, осн. на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц,
функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе
критериев). Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица
Hosted by uCoz