Navigation bar
  Print document Start Previous page
 323 of 1766 
Next page End  

Эмиль Крепелин отмечал «нерешительность воли» у этих больных и легкость, с к-рой их могут
«соблазнить» др. люди. Психоаналитическая характеристика этих больных дается в соответствии с
теорией стадий психосексуального развития. Они определяются как представители «орального» типа.
Используя биосоц. теорию научения для логического выведения типов личности, Теодор Миллон
перечисляет следующие критерии для диагностики больных этого типа.
1. Мирный темперамент: обычно послушен и не склонен вступать в пререкания, избегает соц.
напряжения и межличностных конфликтов.
2. Подчиняемость в межличностных отношениях: нуждается в более сильной, опекающей
фигуре, без к-рой чувствует тревожную беспомощность; часто обнаруживает тенденцию к примирению,
умиротворению и самопожертвованию.
3. Неадекватный Я-образ: воспринимает себя слабым, хрупким и неэффективным;
демонстрирует неуверенность в себе, умаляя свои способности и компетентность.
4. Когнитивный стиль Поллианны (героиня рассказов Э. Портер) (Pollyanna cognitive style):
демонстрирует наивное или снисходительное отношение к испытываемым трудностям в общении,
сглаживает конфликтные события.
5. Дефицит инициативы: предпочитает подчиненный, не богатый событиями и пассивный стиль
жизни; избегает самоутверждающего поведения и отказывается принимать на себя ответственность.
См. также Зависимость, Типы личности
Т. Миллон
Зависимость (dependency)
З. — это поиск идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения извне. Объектом З. м. б. др.
чел.; соц. единица, такая как расширенная семья или религиозная и общественная группа; некая
неосязаемая пятью органами чувств сущность, такая как ангел-хранитель; или даже система убеждений,
как, напр., философия ненасилия, к-рой исповедующий ее чел. предан и от к-рой, в свою очередь,
получает поддержку.
По определению, З. предполагает реципрокность отношений. Зависимый чел. ищет, ожидает и
получает З.: давать значит получать, а получать значит давать. З. тж предполагает обязательность: от
зависимых ожидают, что они будут искать и получать ответную поддержку. Нарушение участия в этом
круге обязательств может вызывать разнообразные ответные реакции сторон — от вербального
неодобрения до остракизма.
З. отличается от родственного ей процесса взаимозависимости, при к-ром отдельные стороны
обоюдно ищут идентичности, поддержки, защиты и/или разрешения друг от друга.
В «зависимых обществах», таких как Япония, новоявленное эго обучается подчинению в
вертикальной системе власти. Предполагается, что идеал конформности усиливает чувство
собственного достоинства каждого чел. В «независимых обществах», таких как совр. Америка, от
только что образовавшегося эго ожидается не подчинение, а переход от обязывающих отношений к
горизонтальной системе власти. Предполагается, что именно идеал индивидуализма усиливает чувство
собственного достоинства каждого чел.
Осн. характеристиками З. являются связь, обязательство, реципрокность, доверие,
преемственность и вовлеченность. Каждая культура или субкультура определяет «нормальную» З. на
основе своей собственной системы ценностей.
В то время как зап. мышление минимизирует преемственность между живущим и его предками,
зависимые культуры склонны расценивать нарушение преемственности как угрожающий фактор.
Несмотря на существующие культурные различия, в З. прослеживаются определенные
универсальные характеристики. Эти определяющие характеристики делятся на 3 группы.
Первая группа может рассматриваться как «негативная» З., к-рая задерживает психосексуальное
развитие, ухудшая способность справляться с различными жизненными ситуациями. Вторая группа
может расцениваться как «позитивная», улучшающая процесс созревания за счет того, что помогает
индивидуумам и группам функционировать т. обр., к-рый поддерживает их чувство благополучия.
Третья группа характеризуется отсутствием или прекращением отношений З., что тж может
задерживать развитие.
Трактовку З. полезно подразделять на 3 «культурно исторические» фазы: а) дописьменная
родоплеменная — формирование народности (с начала челов. истории и до настоящего времени); б)
совр. колониальная (1500—1945 гг.); в) постколониальная (с 1945 г. до настоящего времени).
Hosted by uCoz