Navigation bar
  Print document Start Previous page
 326 of 1766 
Next page End  

наказанной реакции может ослабляться в результате простого безусловного раздражения электрическим
током ступни, к-рое придает ситуации вспоминания большее сходство с условиями приобретения.
Амнезия выработанной реакции поиска пищи ослабляется предъявлением пищи, но не электрическим
раздражением ступни, в то время как обратное являлось истинным при амнезии в отношении
наказанной реакции.
Исслед. показывают, что для возникновения ранее выработанной реакции при ретроградной
амнезии, вызванной гипотермией, подопытное животное должно достичь определенного критического
уровня повторного охлаждения, т. е. внутренний стимульный контекст для приобретения и
вспоминания должны в значительной степени совпасть.
Зависимость от прежнего состояния, по-видимому, может помочь также в объяснении эффекта
Камина. При научении реакции избегания в клетке с чередованием участков подачи тока, исполнение
демонстрирует тенденцию к ухудшению с течением времени и оказывается наиболее слабым после
прохождения примерно часа по завершении научения (эффект Камина). Такого рода забывание может
ослабляться путем введения определенных манипуляций непосредственно перед проверочной сессией.
К таковым относятся напоминания (стрессоры), предназначенные для уменьшения контекстуальных
«расхождений» между ситуациями приобретения и вспоминания. Так, инъекции АКТГ и безусловное
раздражение электрическим током лапы улучшали исполнение крыс в ходе проверочной сессии.
См. также Центральная нервная система, Контекстуальные ассоциации, Полезависимость,
Переменные в научном исследовании
М. Р. Денни
«Загрязнение» (статистическое) (contamination (statistical))
З. с. происходит в результате невозможности или неспособности учесть важные источники
дисперсии, которые влияют на связь между изучаемыми переменными. Всякий раз, когда две или более
независимых переменных в сочетании влияют на зависимую переменную иным образом, нежели любая
из этих независимых переменных влияла бы сама по себе, возникает эффект взаимодействия. Если
подобный эффект взаимодействия возникает вследствие присутствия непредусмотренной независимой
неременной, становится невозможным определить, в какой мере экспериментальные результаты
обусловлены этой посторонней переменной, а в какой — независимыми переменными, определенными
исследователем. Для проведения такого разграничения потребовалось бы дополнительное исслед.
Статистические процедуры могут применяться к данным с З. с., однако если установлено наличие
«загрязнения», результаты статистического анализа не могут быть однозначно интерпретированы.
Такой источник ошибок трудно исправить, потому что присутствие посторонней переменной
обнаруживается лишь после установления факта «загрязнения», а данные, к-рые могли бы оказать
помощь в устранении этого источника дисперсии, предварительно не собирались. Наилучшим способом
защиты против этого типа ошибки служит предваряющий сбор данных тщательный обзор литературы,
позволяющий исследователю получить информацию об основных известных источниках дисперсии.
Айзек и Майкл описывают два типа З. с., к-рые могут проистекать из непредусмотренных
эффектов взаимодействия. Первый тип называется смешением (confounding). Оно происходит, когда
дисперсия посторонней переменной смешивается с дисперсией независимой переменной.
Вторым типом З. с. является взаимная компенсация эффектов (cancellation of effects). В этом
случае действительное различие в результатах укрывается от взгляда исследователя в силу присутствия
посторонней переменной, которая нейтрализует эффекты независимых переменных.
См. также Дисперсионный анализ, Методология (научных) исследований, Статистика в
психологии
Д. Боуэн
Задание (task)
Переменная З. в эксперименте относится к малым или большим единицам поведения
испытуемого, к-рые испытуемый должен выполнить на основе инструкций, полученных от др., или
самостоятельно поставленной цели. С субъективной т. зр., задача связана с представлением
испытуемого о том, что должно быть сделано, и с намерением исполнить это. Как практ. цель З.
ориентирует внимание испытуемого и регулирует деятельность испытуемого в целом. Термин
«открытое» в противовес «закрытому» З. был введен Наттином. В закрытых З. испытуемые считают,
Hosted by uCoz