Navigation bar
  Print document Start Previous page
 327 of 1766 
Next page End  

что после первого ответа на стимул З., это З. по отношению к стимулу завершено или завершается; в
открытых З. испытуемый предполагает, что после ответа те же самые стимулы или ситуация будут
повторены, и каждый раз на них следует отвечать снова. Открытые З. являются повторяющимися З.
Открытое задание и информационная ценность вознаграждения
При классиф. З. на открытые и закрытые в поведенческих экспериментах был введен новый
фактор — когнитивно-динамическая направленность испытуемого по отношению к будущей цели, или
устойчивость З. в противовес снижению потребности, фактор, к-рый бихевиоризм игнорирует.
Манипулирование переменной открытых и закрытых З. предоставляет экспериментатору возможность
исследовать влияние этого фактора на текущие поведенческие
процессы. Наряду с устойчивостью
задачи, был введен второй осн. фактор посредством концепции открытого З. — информ. ценность
поощрения и наказания в обучающих экспериментах. Помимо его аффективного значения, поскольку
испытуемый поощряется за данный ответ, она поставляет когнитивную информ. о полезности или
инструментальности этого ответа для завершения последующих З. В экспериментах с закрытыми З.
поощрение и наказание не обладают информ. ценностью (потому что дальше не нужно выполнять
никаких З.), в то время как их аффективное значение полностью сохраняется. Т. о., информативное
поощрение м. б. отделено экспериментально от неинформативного поощрения, и их соотв. влияние
можно исследовать. В рез-те подобных исслед. зачастую возникает представление, что влияние
усиления на выполнение опосредовано информ. процессами, а устойчивое З. — или более высокий
уровень активности испытуемого — по-видимому, помогает запоминать затронутые вопросы. В рамках
проблемы мотивация—изучение в целом введение фактора З. акцентирует необходимость варьирования
мотивационной переменной, исходя из таких когнитивных составляющих мотиваций, как З., цели
намерений, планы и поведенческие проекты.
Открытые задания и мотивированное обучение
Парадигма «открытое З. против закрытого З.» не тождественна проблеме обучения
«мотивированное против случайного». Действительно, в повседневной жизни, помимо школьной
ситуации, большая часть обучения имеет случайный характер. Тем не менее, большинство
поведенческих ситуаций в повседневной жизни относятся к открытым З., так как люди, по крайней
мере, неявно «заинтересованы» — т. е. когнитивно мотивированы — собирать информ. о своем мире и
об эффективности своих поведенческих реакций в общении с этим миром. Однако ситуации и реакция,
полностью выходящие за сферу поведенческих интересов личности, —
такие как большинство
лабораторных экспериментов — являются «закрытыми» по отношению к жизни испытуемого в целом.
Ориентация открытых заданий и успешность выполнения
В концепции открытого З. заложена важность ориентации испытуемого по отношению к
будущим целям и З. для текущего выполнения и мотивации. На ранней стадии теории мотивации
успешности сила стремления испытуемого достичь успеха в определенном виде деятельности
рассматривалась как функция ожиданий успеха в этом виде деятельности. Тем не менее, кажется, что
важные рез-ты поведения зависят от того, рассматривает ли испытуемый текущее выполнение в
качестве инструментального для последующих целей (открытое З.). Действительно, представляется, что
мотивы испытуемого, связанные с успешностью, более сильно обусловлены рез-тами З., к-рые
открывают возможность для будущих успехов, по сравнению с З., не имеющими никакого значения для
будущего (закрытое З.). В первом случае о будущих успехах говорят, что они «обусловлены»
предшествовавшими успехами.
Историческая заметка
Концепция З. в эксперим. психологии введена Вюрцбургской школой в начале XX в. для
дополнения чисто ассоциационных законов психол. функционирования. Она называлась Aufgabe и
вводилась испытуемому посредством «инструкций», создавая Einstellung, или психич. состояние с
динамичным и регулирующим рез-том —
определяющую тенденцию. В совр. психологии подобная
необходимость в когнитивных и динамичных процессах ощущалась нек-рыми психологами в
отношении коннекционизма [Т. зр., считающая, что в основе всего поведения лежит связь между
стимулом и ответом.] и ассоцианизма. Необходимы опосредующие процессы когнитивно-динамичной
природы (выбор и решение как функция информ., З., постановка целей и т. д.). Концепция открытого З.
относится к подобным процессам.
См. также Мотивация достижения, Познавательная мотивация
Дж. Наттин
Заикание (stuttering)
Hosted by uCoz