Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 1766 
Next page End  

К. Ландау
Знаки и символы (signs and symbols)
Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и
она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти
термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике — семиотика
является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые
имеются в наличии для интерпретации.
Знак — это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том
смысле, что мы обычно говорим об ударе грома как о знаке дождя — гром обозначает дождь. Т. о.,
знаки, естественно, встречаются в окружающей среде или внутри организма (нейрофизиологическая
передача), или могут быть придуманы в лабораторных экспериментах (вспыхивающая лампочка или
звучащий гудок, означающие пищу).
Эти примеры знаков, изучаемых учеными-бихевиористами, являются довербальными и
доречевыми. Тем не менее, именно изучение знаков как составной части челов. языка, исслед. слов как
письменных и устных знаков породило науку семиотику. Семиотика предлагает представление о челов.
существе как о животном, использующем знаки.
Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр рассматривал язык как звено между мыслью и звуком. С
одной стороны, языку необходимы идеи, к-рые являются невербальными и чисто психол., а с
др.
стороны — осмысленные звуки, к-рые выражают идеи. Союз между идеей и выражением, между
«означаемым» и «означающим» является скорее функцией, нежели предметом. Эта функция состоит в
связи означающего с означаемым, и возникающую в итоге сущность Соссюр назвал лингвистическим
знаком.
Важное различие между знаком и символом ясно выразил Уолкер Перси. «Знак — это нечто, что
направляет наше внимание к чему-либо другому. Символ не направляет наше внимание к чему-либо
др., как это делает знак. Он не направляет совсем. Он «подразумевает» что-то др.». Узнавание
символического содержания было и остается важным в создании и понимании иск-ва, поэзии и музыки
с XIX в., но до сих пор символизация недостаточно признана в наших попытках понимания языка чел.
А. Куальяно
Зрительное восприятие (visual perception)
З. в. является одним из системообразующих способов отношения к физ. окружению. Оно
предполагает способность организма использовать световое излучение. В то же время оно включает
вклад определенных органов чувств, помимо глаз. З. в. отчасти достигается вкладом вестибулярного
аппарата, расположенного в ухе, проприоцептивных чувствительных механизмов ощущений в мышцах
и сухожилиях и температурных рецепторов.
Предметы могут выглядеть как твердые или мягкие, шершавые или гладкие, горячие или
холодные, и, тем не менее, в природе самого светового излучения нет ничего специфического для
вызывания подобных впечатлений. Они возникают из того, что др. модальности чувств могут вызвать в
сочетании с уже пережитыми на опыте свойствами, обычно рассматриваемыми как строго зрительные.
Чтобы дать организму осн. сведения, благодаря к-рым зрение становится главным чувством,
воспринимающий орган зрения (глаз) должен быть более сложным, чем к.-л. др.
Цвет и яркость являются дополнительными измерениями по отношению к положению, форме и
движению, обнаруженными в З. в.
См. также Глаз, Зрение (теории зрения)
С. X. Бартли
Зрительные представления (visual imagery)
Качество З. п. легче всего характеризовать в субъективных терминах: большинство людей
сообщает о тесном сходстве между субъективным опытом З. п. и опытом реального восприятия. Люди
часто полагают, что они могут «считывать» информ. с внутреннего образа, почти так же, как они
считывают информ. с реального изображения. Похоже тж, что внутренний образ отображает
репрезентируемый объект как видимый на определенном расстоянии и в определенной перспективе,
Hosted by uCoz