Navigation bar
  Print document Start Previous page
 344 of 1766 
Next page End  

вербальные описания обеспечивают отдельные виды умственной репрезентации; запоминание будет
наилучшим, если материал кодируется обоими способами.
Стоит упомянуть, что воздействие внутренних образов на память может тж отражать
использование скорее пространственных, чем предметных З. п. Напр., инструкции визуализировать
подлежащий запоминанию материал (ПЗМ) улучшают запоминание у людей, слепых от рождения.
Сходным образом, инструкции визуализировать ПЗМ помогают запоминать даже тот материал, к-рый
было бы трудно увидеть, если попытаться буквально представить его зрительно (напр., яйцо на белом
фоне). Следовательно, способствовать улучшению запоминания могут не изобразительные
(картиночные), а организующие свойства внутренних образов.
Воображаемое исполнение
Широко распространены заявления, что воображаемое исполнение, или воображаемая практика,
дают эффект, сравнимый с эффектом реальной практики. Воображая удар при игре в гольф, можно
улучшить выполнение. Сходные заявления были сделаны о роли воображения в терапевтических
ситуациях: если человек боится змей, он может преодолеть свой страх, воображая змей (постепенно) на
все более близкой и близкой дистанции. Если у человека есть опухоль, ее можно уменьшить, зрительно
представляя антитела, атакующие эту опухоль.
Сообщалось об успехе этих различных техник. Однако довольно трудно доказать надежный рез-т
подобных методик. Во мн. тестах воображаемая практика моторных навыков не дала ощутимого рез-та.
Более экзотичные методики использования З. п. (напр., для уменьшения опухоли) не были тщательно
проверены. При сообщении подобных рез-тов часто отсутствуют критические сравнительные данные
(напр., нет возможности выяснить, как часто и у какого количества пациентов работа с образами не
привела к уменьшению опухоли).
Что важнее всего, механизмы таких эффектов совершенно не ясны. По меньшей мере, нек-рые из
этих эффектов м. б. мотивационными, как простой факт обдумывания достижения цели может изменить
аттитюд или мотивацию чел. Более того, практически нет свидетельств того, что именно зрительные
образы играют здесь решающую роль. Сходные эффекты можно наблюдать в тех случаях, когда
испытуемые обдумывают достижение цели в иной манере, не прибегая к З. п.
Яркость представлений
Наконец, в ряде исслед. были предприняты попытки объединить уже описаные данные с
самоотчетами об опыте переживания представлений. Большинство из них было сосредоточено на
описаниях испытуемыми яркости представлений. Мн. испытуемые описывают свои З. п. как яркие и
детальные, весьма сходные с опытом реального видения; др. же характеризуют свои З. п. как
неопределенные и недетализированные, словом, совсем не похожие на видение. Неожиданно оказалось,
что эти две группы испытуемых равноценно выполняют задания на сканирование образов,
воображаемое вращение, запоминание визуализируемого материала и т. д. Это укрепило мн.
исследователей в их скептическом отношении к подобным самоотчетам, однако полученные рез-ты
совместимы с уже сделанным предположением, что в образных задачах, наподобие сканирования или
вращения, испытуемые используют пространственные представления, тогда как самоотчеты могут
отражать богатство предметных З. п. Фактически яркость представлений действительно оказывается
прогнозирующей переменной в образных задачах, таких как запоминание сложных картинок, лиц и
цветов. Тем не менее, трудно оценить эти исслед., особенно при отсутствии ясных различий между
предметными и пространственными З. п.
См. также Морфология искусства, Безобразное мышление: Вюрцбургская школа, Представления,
Умственные образы, Зрительное восприятие
Д. Райзберг
_И_
Игра (play)
Отношение к И. крайне различно и доходит, если касаться негативных оценок, до объявления ее
не поддающимся пониманию «хитросплетением» аффекта и действия, «общим термином» или даже
категорией, бесполезной для психологии. Вероятно, это можно объяснить широким многообразием
проявлений И., затрудняющим обнаружение общности цели или формы во всех этих вариациях игровой
деятельности.
Hosted by uCoz