Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 1766 
Next page End  

впечатления об уровне развития навыков ребенка, его эмоциональных конфликтах и стиле
коммуникативного поведения. Содержание детской игры, продемонстрированный уровень
концептуальной сложности и орг-ции, специфика представленных в игре межличностных отношений и
характеров, конфликтов, устремлений и эмоций — все это имеет значение для сбора информ. и
постановки диагноза терапевтом.
Модус психотерапевтических вмешательств в И. т. имеет множество вариантов. При
недирективной И. т. терапевт о основном пассивен и поддерживает ребенка рефлексивными
суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты эго-
аналитической ориентации, скорее всего, будут во время игры предлагать ребенку интерпретации с тем,
чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, к-рые были
вытеснены или отрицались. На др. полюсе располагаются терапевты, ориентирующиеся на теорию
социального научения, к-рые сосредоточиваются на обучении ребенка играть с др. (просоциальная
манера), а не на аффективном содержании детской игры. В зависимости от конкретных нужд и проблем
разных детей, терапевты варьируют уровень структурированности И. т. и могут дополнять ее др.
типами вмешательств.
См. также Игровое поведение младенцев, Игра, Развитие игры
К. Л. Бирман
Игровое поведение младенцев (infant play behavior)
Относящиеся
к 1930-м гг. исслед. соц. участия маленьких детей показали, что игровая
активность детей, начиная с возраста в неск. месяцев и до конца раннего детства, приобретает все более
выраженный соц. характер. Классическое исслед. дошкольников в возрасте от 2 до 5 лет, выполненное
М. Б. Партен, привело к ставшему традиционным взгляду: соц. взаимодействие проходит в своем
развитии ряд стадий. На самой ранней стадии дети, находясь среди сверстников, демонстрируют
относительно
редкое взаимодействие, и они играют преим. в одиночку. Следующая стадия —
параллельная игра — предполагает более социализированную активность, так как дети играют рядом
друг с другом, используя сходный игровой материал, но по существу не взаимодействуют. После
достижения детьми 3-летнего возраста преобладающими становятся 2 наиболее прогрессивные стадии
соц. участия. В ассоциативной игре дети частично используют общий игровой материал и в какой-то
мере взаимодействуют друг с другом, но еще не координируют свои игровые действия, тогда как в
кооперативной игре заняты общим делом, преследуя общие цели и соблюдая единые для всех правила.
Наступившее после 1970 г. оживление интереса исследователей к тому, как маленькие дети
впервые вступают в отношения друг с другом, привело к неожиданному открытию: младенцы оказались
гораздо более заинтересованными и компетентными в общении со сверстниками, чем традиционно
считалось. К тому же обнаружилось, что на протяжении первых двух лет жизни частота и сложность
соц. интеракций детей неуклонно возрастают. В данной статье осн. внимание как раз и уделяется
развитию игрового поведения детей в возрасте примерно от 6 месяцев до 3 лет.
Когда в исслед. создается соц. ситуация или, иначе говоря, возможность взаимодействия со
сверстниками и/или взрослыми (обычно матерью, проинструктированной не побуждать ребенка к
совместным действиям), деятельность младенцев и начавших ходить детей представлена значительной
долей несоциальной активности (игра в одиночку и поведение, не связанное с созданной соц.
ситуацией) и параллельной игрой как «маргинально соц.» активностью. Хотя уровень несоциальной
активности не снижается сколько-нибудь существенно в течение второго и третьего годов жизни, доля
соц. игры в поведении детей возрастает, и такая игра становится наиболее частым видом активности в
возрасте примерно 24 месяцев. Совр. исслед. привели к новой интерпретации роли несоциального и
маргинально соц. поведения в игре детей. Рез-ты этих исслед. позволяют предположить, что: а)
зарождаясь в младенчестве, соц. участие развивается постепенно и не обнаруживает
последовательности стадий, согласно к-рой с возрастом происходит переход от игры в одиночку к
преимущественно параллельной игре и, наконец, к преобладанию соц. игры; б) параллельная игра
выполняет в потоке детской активности функцию мостового перехода от несоциального к соц.
поведению; в) после достижения возраста 18 месяцев или около того несоциальное поведение не
обязательно свидетельствует о незрелом уровне игры у нормальных детей.
Факторы развития игры
Исслед. выявили ряд важных факторов в соц. игре младенцев и детей, начавших ходить.
Игрушки и другие предметы
Hosted by uCoz