Navigation bar
  Print document Start Previous page
 350 of 1766 
Next page End  

Идиодинамика (idiodynamics)
Разработка концептуальной модели чел. поведения и/или опыта, в которой событие (event)
является нередуцируемой сущностью, а идиоверсум (idioverse) замещает понятие личности, датируется
1950—1951 гг. Конечная цель общей психологии, теории личности и клинической психологии —
достичь понимания конкретного чел. и, по возможности, предсказывать и контролировать его
поведение. Однако до сих пор эта цель оставалась недостижимым идеалом. Нынешнее доминирующее
положение когн. психол., к-рая яв-ся по сути протестом против узости необихевиоризма, символизирует
попытку учесть в качестве основы для обобщений не только открытые, фрагментарные реакции, но и
промежуточные переменные, не слишком отличающиеся от тех, которыми изобилует теоретическая
физика. В психологии конкурирующие подходы (обычно называемые школами) иллюстрируют
продолжающийся поиск. Если мы теперь в дополнение ко всему признаем важность уникальности
каждого чел., конечная цель покажется еще более отдаленной.
И. представляет собой концептуальную модель, в которой события индивидуального опыта с
самого начала используются как строительные блоки науки о поведении. Однако при сборе подобной
информ. как во время проведения полевых исслед., так и в лабораторных условиях, важно соблюдение
некоторых основополагающих принципов. Есть два фундаментальных постулата И. Первый постулат
устанавливает превосходство реакций (response dominance). В отличие от общей психологии и от
большинства подходов в клинической психологии, принимающих за отправной пункт наблюдения
связи между стимулом и реакцией (SR),
И. сосредоточена на связях между реакциями (RR). Эти
последние связи, хоть и доступны внешнему наблюдению, допускают введение промежуточных
переменных. Второй постулат утверждает превосходство конфигурации (структуры) (configuration
dominance). Этот постулат дополняет зависимость (реакции) от стимула подчинением части целому.
Идиоверсум это полная совокупность (универсум) событий, которая заменяет субъекта или
личность, и, благодаря своей целостности, делающая стимулы и реакции взаимоопределяющими.
Конкретная реакция часто определяет или помогает определить конкретный стимул в полном паттерне.
Каждый идиоверсум приобретает уникальность благодаря генетическому вкладу и последующему
жизненному опыту. Таким образом, идиоверсум конституирует конкретного индивидуума.
Основные истоки И. лежат в трех областях эмпирических исслед.: а) экспериментальном
переопределении психоаналитических понятий, сформулированных на клиническом материале; б)
углубленном изучении психически больных лиц, дополняющем анамнез применением проективных и
психометрических методов; в) реконструкции жизни и деятельности творческих личностей с позиций
подхода, получившего название «психоархеология».
Одним из первых результатов этой программы исслед. было составление Розенцвейгом доклада
«Экспериментальная ситуация как психологическая проблема» (The Experimental situation as a
psychological problem). Он содержал исчерпывающий анализ ранней методологической литературы по
экспериментальной психологии по отношению к данным, полученным в рамках современной
исследовательской программы, с т. з. к-рой были схематически классифицированы реципрокные
взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения. С учетом этой реципрокности, термины
«объект наблюдения/наблюдаемый» (subject)
и «наблюдатель» (observer)
были преимущественно
заменены терминами «испытуемый» (experimentee) и «экспериментатор» (experimenter). Было показано,
что в ранней немецкой литературе использовалась именно такая реципрокная терминология —
Versuchsperson (испытуемый) и Versuchsleiter (руководитель/ постановщик испытания/опыта). Главным
вкладом доклада Розенцвейга явилась схематическая классиф. различных типов взаимодействий,
выявленных в прошлых и современных исслед. Это достижение проявилось в экспериментальной соц.
психологии и психодинамике лишь спустя 20 лет, когда в середине 1950-х гг. Роберт Розенталь и др.
начали публиковать результаты своих независимых исслед. таких феноменов, как «субъективность
экспериментатора» (experimenter bias).
За этим докладом, содержащим первую формулировку принципа дополнительности между
экспериментатором и испытуемым, последовали 3 другие публикации по схожей тематике. Во-первых,
«Некоторые имплицитные общие факторы в психотерапии» (Some implicit common factors in
psychotherapy), в которой неврологический принцип «общего конечного пути» Ч. С. Шеррингтона был
непреднамеренно применен к совершенно различным областям психол. терапии. Во-вторых, это
«Школы психологии: комплементарная модель» (Schools of psychology: a complementary pattern), в к-рой
естественное разделение труда между 5 существовавшими в то время школами было представлено в
Hosted by uCoz